Алтай. Где «цветет» каждый камень!

"Когда весь мир настроен против вас, вспомните, что самолет взлетает не по ветру, а против него." Генри Форд

Алтай. Где «цветет» каждый камень!

Село Купчегень располагается в долине реки Большой Ильгумень среди довольно высоких гранитных гор. С третьей декады апреля по середину мая местность, окружающая село, весьма привлекательна. Юго-западный склон горы, что располагается с восточной окраины Купчегеня (слева от Чуйского тракта), как бы сложен из массивных гранитных глыб, среди которых ежегодно обильно и дружно цветут кусты маральника (рододендрона Ледебура). Повсюду разносится его благоухание. У очевидцев этого явления складывается впечатление, что «цветет каждый камень», поэтому, скалистые окрестности Купчегеня, привлекают внимание всех без исключения проезжающих мимо.

Даже в пасмурную погоду здесь красиво, а уж в солнечную – местность просто райская. Сами гранитные блоки порой имеют причудливые формы. Отдельные группы каменных глыб напоминают «древний город». В силуэтах других камней можно углядеть лица и фигуры как реальных, так и фантастических персонажей. Вот – «целующиеся ящерицы», а там – мило беседует «парочка дельфинов». Чуть в стороне посиживает «каменная лягушка», держащая во рту такую же каменную, как и она сама, добычу. Среди гранитных глыб Купчегеня, имеющий воображение наблюдатель может встретить каменные сердца, различных размеров и форм. Есть среди них и «разбитые», и изящно украшенные цветущим маральником.

В очередной раз, проезжая село Купчегень (28 мая 2017 года), мы решили сделать здесь остановку и исследовать местность с целью поиска гранитных валунов причудливых форм. Нам пришлось разделиться на две группы, мне выпало гулять с Ярославом. Узнав о цели прогулки, мой шестилетний сын начал меня склонять рассмотреть поближе «каменного льва» с раскрытой пастью, которого, по его словам, он увидел еще из окна машины. Меня же манил облик «гранитного гоблина» с длинным, слегка горбатым носом, который располагался в противоположной «льву» стороне. Сыну пришлось уступить, и мы полезли куда-то «во-о-о-н ту-у-у-да», причем, один на двоих фотоаппарат как-то быстро перекочевал на шею Ярослава. Кроме нас, «здесь и сейчас», цветущими скалами Купчегеня любовались и другие пассажиры машин, что чередой стояли на обочине тракта. То здесь, то там, пути лазающих по скалам пересекались. Так незаметно прошли полтора часа.

Селение на месте современного Купчегеня было основано в 1849 г. Первыми здесь поселились четыре семьи Куликовых, переехавших сюда из Алтайской волости в 1883 году. Этот населенный пункт стал называться заимкой Куликова. Рядом располагались хлебные поля и пасека. Посевы орошались при помощи древних арыков.

Сегодня на семи улицах живет более 500 жителей. Село Купчегень является административным центром одноименного сельского поселения, куда также входит село Большой Яломан. В самом Купчегене работает краеведческий музей, сельский клуб, поселенческая библиотека, школа, детский сад, несколько магазинов, врачебная амбулатория и др. На окраине работает АЗС.

Название села происходит от сочетания двух алтайских слов «куп» и «чеген», что означает «кадка чегеня» (напитка из кислого молока). Следующая легенда объясняет название поселения. 
«В один из карательных походов цинских войск в Ойротию, завоеватели спустились в урочище Кызыл Тайга. После того похода хорошо населенное урочище с обилием скота осталось безлюдным и безжизненным. Весь скот и оставшихся в живых жителей угнали в Монголию. Аилы были сожжены и разрушены, и только в одном аиле остался куп (кадка) с чегенем. С тех пор это место и называется «Куп чеген»».

Местные жители переводят название села, как «взбухшая вода», что от Коп чеген Су.

В окрестностях села находятся археологические памятники: могильник Купчегень-1 (слева от тракта на 675 км) и могильник Большой Кожоолю (по обе стороны от тракта на 677 км). Близ села Купчегень была найдена редкая в археологии находка — вырезанная из рога пластина с рунической надписью, так называемая, «костяная пластина из села Купчегень». Судя по форме и размещению на ней отверстия и зубцов – это предмет обыденной сельской жизни, являющийся приспособлением для скручивания витых ремней из кожаных полос. Среди многих десятков древних текстов, сотен рунических надписей всей азиатской степи именно эта надпись является единственной, посвященной божеству. Перевод гласит: «Это дар… Всемогущий, услышь!» Надпись выполнена орхонскими руническими знаками 1200 лет назад, во второй трети VIII веке. Ныне реликвия хранится в НМРА им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске.

В этом году сотрудники Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай и Горно-Алтайского государственного университета провели экспедицию в Онгудайский и Кош-Агачский районы республики. В селе Купчегень они изучали артефакты, которые местные жители нашли после схода селя, среди них: наконечники стрел (железные и костяные), фрагменты доспехов и вооружения, остатки керамики. Ученые предполагают, что все эти предметы относятся к эпохе гунно-сарматов и были изготовлены со II века до нашей эры до V века нашей эры.

В долине реки Большой Ильгумень (Jаан Ÿлегем) находятся природно-культовые объекты коренного населения, такие как: Чибилу бом, Большой и Маленький Курмак, Верхний и Нижний Кёжёлю и другие. Чибилу-бом (Чибилÿ боом) находится в 3 км от села Купчегень, вблизи урочища Сыгын-Мюс (Сыгын-мÿÿс). В прошлом он назывался Шибе-бом (Шибее боом), который переводится как «крутой скалистый выступ, имеющий укрепление». Согласно преданию, в середине 18 века здесь жил человек по имени Кульчукай из рода чарка, который выделялся высоким ростом и огромной силой. Путники, бежавшие с плена (из Монголии), не могли обойти его жилище, так как оно стояло около узкого горного прохода, перегороженного каменной стеной (шибее). Он приглашал всех путников домой, а ночью, когда они спали, убивал их. Весть об этом людоеде разнеслась по округе. Наконец, он был застрелен братом его жены.

К юго-востоку от села Купчегень находятся два лога – Большой и Малый Курманак (Jаан ла Огош Курманак). Название логов, согласно словам местных жителей, связаны с именем богатыря Курмана (Курман батыр).

Лога Верхний и Нижний Кёжёлу (Ÿстÿги ле Алтыгы Кöжöлÿ) находятся недалеко от села Купчегень. Их названия переводятся как «имеющий кёжё-таш – каменное изваяние. В низовье Верхнего Кёжёлу находятся курганы и кёжё-таш (кöжö- таш), который в настоящее время из-за новостроек затерялся среди домов.

В долине реки Купчегень (Кÿпчеген, Кöпчÿген), в 5-20 км от одноименного села находятся почитаемые горы: Кара-кая, Уйту-кая, Агой, Сокулу-тайга, Дьалбак-ойык. Гора Кара-кая (Кара-кайа) является священной горой рода чапты. Название горы Уйту-кая (Ÿйту-кайа) связано с наличием грота-дыры (ÿйт). Существует также предание о том, как Кара-кая и Уйту-кая перед началом Второй мировой войны «стреляли друг в друга».

Особо почитаемыми горами являются Сокылу тайга и Дьалбак-ойык. Название горы Сокылу тайга (Сокылу тайга) переводится как «гора, где была найдена ступа». В легенде говорится, что во время великого потопа люди нашли на вершине этой горы пристанище и спасение. Жители села Купчегень видели там останки плота (сал), ступы (сокы) и детской колыбели (кабай).

На горе Дьалбак-ойык (Jалбак-ойык) имеется широкое углубление, выемка, где во время войны погибло много людей, крик которых до сих пор слышат чабаны, бывая там. На этой горе нельзя убивать птиц и зверей. Здесь имеются целебные источники, среди которых крупным является Кюркюре (Кÿркÿре). Название горы переводится как «широкое углубление, выемка», а источника – «грохочущий, гремучий».

Местные жители, рассказывая про свое село, отмечают, что расположено оно в горной долине Улегемского хребта (северо-восточного отрога Теректинского хребта), у устья реки Купчегень при впадении её в реку Большой Ильгумень (левый приток Катуни).

Улегемская долина богата не только своей природой. Люди, живущие здесь, сохранили в своей памяти множество легенд и мифов, посвященных этим местам».

«Хозяйки реки Улегем».
«Жили- были две сестры Улу и Кем. Они были дочерьми Аржан Суу и Тымык Кол. Обе были красавицы, играли, смеялись, были дружны меж собой. Так случилось, что однажды к Аржан Суу и Тымы Кол приехал богатырь свататься к одной из их дочерей. Обе сестры влюбились в этого богатыря с первого взгляда. Богатыря звали Чике-Таман. Родителям же не хотелось разлучать своих любимых дочерей, тогда они решили их обеих отдать богатырю в жены. Все были довольны. Чике – Таман женился на сестрах. Он был умным и мудрым. Во избежание ссор между женами, он сам обосновался посередине, старшая Улу забралась под его левую подмышку, а младшая Кем под правую подмышку.
Случилось так, что на Алтай напали враги. Тогда, чтобы спасти себя и жен, богатырь превратился в гору Чике-Таман. Своих жен он превратил в реки: Большой Улегем и Малый Улегем» (обработка Баранчиковой А.Н.).

В селе Купчегень создан Учебно-производственный центр народно-прикладного искусства, в котором трудятся восемь мастеров, занимающихся художественным литьем и ковкой металла, изготовлением шорно-седельных и гончарных изделий, изделий из войлока, резьбой по кости и рогу, а также пошивом национальных костюмов. А в урочище Кур-Кечу возрождены соревнования по конным видам спорта: кок-бору (козлодрание), «Аргымактын тыныжы» (дыхание Аргымака) и Эмдик уредиш (объездка необученной лошади).

Учебно-производственный центр народно-прикладного искусства,
Учебно-производственный центр народно-прикладного искусства,

Если забраться на смотровую площадку самой высокой горы окрестностей Купчегеня, то можно полюбоваться пейзажами снежных вершин Алтая.

Источник



"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

Related posts