Алтай! Бешпельтир и Узнезя – зайсанские места Алтая!

"Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное." Оскар Уайлд

Алтай! Бешпельтир и Узнезя – зайсанские места Алтая!

Интересные сведения, касающиеся нашего Чемальского района, описываются в статье Ларисы Николаевны Мукаевой – «История административно-территориального устройства Горного Алтая в прошлом и настоящем». Автору, на мой взгляд, удалось в весьма доступной форме, понятной массовому читателю, изложить видение объективной науки на процессы становления административно-территориального устройства Алтая. В двух местах своей статьи, автор, ссылаясь на А.В. Анохина и Л. П. Потапова, описывает интересные факты из давней истории нашей Чемальской земли.

«…Присоединение Горного Алтая к Российскому государству не было единовременным актом в истории региона и заняло длительный исторический период.

В Джунгарский период, предшествующий вхождению алтайского народа в состав России, южные алтайцы имели два главных административных центра: первый на р. Каракол, где располагалась резиденция влиятельного алтайского зайсана Омбо. Второй центр, по данным А.В. Анохина, находился на месте современного села Бешпельтир. Именно в этих центрах, утверждал исследователь, жили старшие зайсаны, управлявшие алтайскими племенами через других зайсанов, и имевшие непосредственную связь в Джунгарией.

По материалам исследователя А.В. Анохина, на время перехода алтайцев в российское подданство у них существовал «твердо установленный административный быт, унаследованный ими до мельчайших подробностей от монголов»», поскольку коренные жители Алтая с 13 века находились под властью монголов, с 17 века – под властью западных монголов – джунгар. Не случайно, все административные понятия алтайцев имели монгольское происхождение. Должности зайсанов и демичей были пожизненными и наследственными и переходили от отца к сыну. В алтайском социуме зайсаны повсеместно пользовались высоким авторитетом, в глазах своих поданных они являлись их покровителями и защитниками.

В середине 18 века разразилась ожесточенная война между двумя империями: Цинским Китаем и кочевой Джунгарской империей, результатом которой стал полный разгром Джунгарии, исчезнувшей с карты Центральной Азии. Преследуя остатки джунгар, цинские войска оказались на территории Горного Алтая, где они взялись методично уничтожать местное население. Алтайские племена оказали китайцам ожесточенное сопротивление, но силы были неравны. Спасаясь от истребления, алтайцы прорывались с боями к русским крепостям. Китайско-джунгарская война стала самым драматическим явлением в истории Горного Алтая. Десятки тысяч людей погибли, оставшиеся в живых были уведены в плен, целые области обезлюдели, материальные ресурсы были разрушены. Сумев возвыситься над трагедией времени и дальновидно увидеть историческую перспективу, зайсаны алтайских родов в 1756 г. приняли решение о вхождении в состав России, которое стало судьбоносным не только для алтайского народа, но и для Российского государства. С вхождением Горного Алтая в состав России границы Колывано-Воскресенского округа отодвинулись до границ с Китаем…

… Включив алтайцев в состав России, правительство и кабинет не вмешивались в местную систему управления. Здесь по-прежнему существовала административная система, предшествующая времени до перехода в российское подданство. Традиционные административные порядки сохранялись с небольшими изменениями практически до второго десятилетия 20 века. Кабинет и правительство признавали пожизненный и наследственный принцип зайсаната и демичи, и сохранили за алтайской элитой ее привилегированное положение. Правительство Екатерины 2 с уважением, относилось к зайсанам: им были присвоены дворянство и майорские чины, отправлены военные мундиры с золотым шитьем. Зайсаны неоднократно получали от российских императоров золотые медали, царские грамоты и ценные подарки, бережно хранившиеся в знатных родах Алтая до политических коллизий, начавшихся в регионе с 1917 года…

… В 1880 году в Горном Алтае была проведена административная реформа, отменившая пожизненность и наследственность зайсанского звания и расширившая выборный принцип в системе управления северными алтайцами. В 1889 г. институты наследственного зайсаната и демичи в Горном Алтае были отменены повсеместно. Во главе административных единиц: волостей, дючин и управ были поставлены выборные родовые старосты и два помощника, избираемые на общем сельском сходе. Алтайское население было обеспокоено результатами административной реформы 80-х гг. 20 века, тем более, что зайсаны убеждали своих подчиненных в том, что они потеряют прежние льготы и сравняются в социально-правовом и экономическом отношении с русскими крестьянами. В итоге, на свет появилось обращение, в котором коренные жители просили оставить прежние наименования административных должностей и прежнее число демичи в дючинах. Но их ходатайство не имело успеха. По словам А.В. Анохина: « с этого момента юридически закончился административно-родовой быт Алтая», но на деле, данный закон алтайской элитой был обойден, поскольку родовых старост и их помощников по традиции выбирали из сложившихся династий зайсанов и демичей «определенных родов». По этой причине в конце 19 – начале 20 веков во главе большинства алтайских дючин, управ и волостей стояли те же самые потомственные зайсаны и демичи, принадлежавшие к влиятельной богатой байской верхушке алтайского общества. Но следует отметить, что в ряде редких случаев населению удавалось выбрать старост из числа других кандидатур. К концу 19 века сложилась следующая практика выборов – зайсана выбирали на три года, демичей – на 1 год.

вид на село Узнезя с вершины горы Селигур
вид на село Узнезя с вершины горы Селигур

Картина выборов зайсанов в конце 19 века, описанная Л.П. Потаповым на примере 1-й дючины, была следующей. Все население дючины извещалось о дне перевыборов зайсана. Выборы проходили под открытым небом, на правом берегу Катуни, в 1,5 км ниже впадения р. Узнези. Народ начинал съезжаться накануне выборов. Богачи и демичи ставили свои палатки. Бедняки и середняки устраивались под деревьями. Вечером, накануне выборов, в палатке демичи и баев шло обильное угощение вином, мясом, медом. Угощали всех, никому не отказывали. Богачи устраивали угощения на свой счет, а демичи – на общественные деньги. Во время вечернего и ночного пиров баи и демичи заручались согласием народа о поддержке нужного им кандидата. На утро происходили выборы. В день выборов, до окончания выборной процедуры и прочих дел, вино не подавали. Выборы начинались рано утром. На просторной поляне расстилали подседельники и потники, на которых присутствующие усаживались вокруг. В середине сидел старый зайсан, вокруг него демичи, потом шуленги, или албачи (сборщики податей), затем лучшие люди – баи, наконец, остальные. Беднота стояла позади, чтобы «виднее было». Каждый демичи мог выставить кандидата в зайсаны от имени своего армана. Обычно на самих выборах разногласий никаких не было, так как накануне демичи и баи договаривались окончательно о кандидатуре и получали различными способами согласие народа. Оглашался кандидат в зайсаны. Все поднимали руки и кричали «согласны». Зайсан вставал, кланялся и говорил: «Зачем вы меня выбираете, есть люди лучше и умнее меня», ему в ответ кричали: «Нет, самый лучший, самый умный из нас ты, ты и зайсаном будешь». На этом же собрании выбирали демичи, шуленги, казначея. После выборов, если были заявления, происходили судебные разбирательства, проводить которые зайсан поручал демичи и потом утверждал их решение. Жалование зайсана составляло от 60 до 80 руб. в год. Наряду с этим алтайское обычное право предоставляло зайсану общественные дары: подарки и услуги. По обычаю, зайсану полагалось получать от дючины 1-2 бесплатных работников – «ярчи», назначаемых поочередно на три месяца. Ярчи-работники седлали зайсану коня, носили дрова, пасли скот, выполняли и другие работы…»

Хочется спросить: “А что изменилось, собственно, по большому счету?”

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"

Related posts