Алтай. Белый, черный, красный… у алтайцев это не всегда о цвете!

"Запомните, что не достичь успеха – иногда тоже большая удача." Далай Лама ©

Алтай. Белый, черный, красный… у алтайцев это не всегда о цвете!

Любовь к радужным тонам, к их переходам и переливам и к контрастным цветовым сопоставлениям сохранилась у алтайского народа до наших дней.

Отношение к цвету в одежде, бытовой утвари и фольклору является одним из важных элементов этнической культуры.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Проблемам восприятия цвета у алтайцев посвящена статья С. П. Тюхтеневой – «О символике цвета в культуре алтайцев».

Для описания символики цвета в культуре алтайцев С. П. Тюхтенева обратилась к системе противоположных психофизиологических категорий, имеющих универсальный характер, а именно: хороший или плохой (благоприятный – неблагоприятный), красивый и уродливый.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

«…Основные цвета, используемые алтайцами – это белый, черный, красный, синий (зеленый, коричневый), желто-оранжевый и серый. Остальные оттенки не имеют абсолютного значения хорошего или плохого. Один и тот же цвет применительно к явлению и к ситуации может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Вместе с тем, имеется множество парных сочетаний, устойчиво применяемых в фольклоре и обиходной речи, которые несут положительную или отрицательную смысловую нагрузку. Это видно на примере красного цвета (кызыл ëнг): «кызыл марал качарлу» — так говорят о красивом лице, что соответствует русскому выражению «кровь с молоком», буквально «с красно-красивыми щеками». Время после захода солнца называется «кызыл энир», то есть «красный вечер» и считается неблагоприятным временем суток. Так как с закатом активизируются различные злые силы, способные нанести вред здоровью человека. Ленточки красного цвета шаманисты посвящали духу-хозяину огня и домашнего очага.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Приверженцы бурханизма отвергали кровавые жертвоприношения, и красный цвет воспринимался ими как цвет крови жертвуемых животных. Как отмечает исследователь алтайского буддизма А. Г. Данилин: «Ярлыкчи внушали всегда отвращение к красному цвету настолько, что во время гражданской войны красные флаги отрицались именно как антибурханистские». Однако, в целом можно отметить, что красный цвет воспринимался алтайцами в психолингвистическом и эстетическом аспектах как хороший – красивый и благоприятный цвет.

Неодинаково воспринимаются белый и черные цвета. Белый цвет преимущественно свойственен предметам, применяемым в религиозной сфере – это молочные продукты, ткани белого цвета. Белого цвета была одежда (ак сут тон) у ярлыкчи – служителя алтайского буддизма. Сама эта вера была названа «ак jан» или «сут jан». Что означает «Белая вера», «молочная вера». Животное или птица белого цвета, согласно охотничьему фольклору алтайцев, считается священной. В белоснежном облике предстает перед охотниками хозяин местности, горы, тайги. Со словом «белый» связаны многие местные географические названия Горного Алтая: Ак-Таш (Белый камень), Ак-Бом (Белый бом), Ак-Кëл (Белое озеро) и другие подобные топонимические наименования. Назначение белого цвета у алтайцев соответствует традиционной культуре центральноазиатских кочевников: белый, чистый, невинный, честный, правильный, прекрасный, великолепный, роскошный, белизна, белок (гласа, яйца), бельмо, молочные продукты.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Другими противоположными свойствами по количеству значений обладает черный цвет – кара: черный, темный, мрачный, несчастный, скот, толпа, народ, войско, чернь, рабы, суша, земля, холм, сопка, высокий бугор, большой, крупный, обильный, главный, великий, могучий, грозный, сильный, чистый, темная (северная) сторона небосклона с яркой Полярной звездой. Свойства значений цвета выражают количественные (множественность) и качественные стороны явления, то есть черный цвет не является, безусловно, соответствующим понятиям плохой или уродливый. Для выражения отрицательных значений черного цвета (кара), предположительно, заменяется на серый (боро) или «бара» и «бюрункюй» (темный).

Как и у ряда других тюркских народов белый и черный цвета служат наименованиями подразделений алтайских родов: кра-тодош, ак-кобок, кара-майман.

В некоторых случаях цвет выступает символом одной из сторон света. Согласно представлениям тюрков и монголо-язычных кочевников Центральной Азии и их соседей, белый цвет мог соответствовать западу, черный – северу, красный – югу, голубой – востоку и желтый или золотой – центру. Оппозиция цветовой символики выражена и в духовной сфере алтайцев: так, бурханизм (алтайский буддизм) – белая вера, шаманизм – черная вера, православие – красная вера, мусульманство – зеленая вера и т. д.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Кроме этого отмечено, что алтайский и русский языки обладают различным числом слов, обозначающих цвета, выделяются различные участки цветового спектра. В русском языке каждый цвет обозначается одним словом, а в алтайском лишь часть цветов выделяется подобным образом, остальные обозначаются смешением двух участков цветового спектра. Например, кызыл-сары – оранжевый и переводится дословно как красно-желтый; кок-кызыл – фиолетовый – красно-синий; кызыл-курен – бордовый, пурпурный – красно-коричневый. Можно отметить, что синий и зеленый цвета могут обозначаться одним словом – «кок». В то же время для обозначения зеленого цвета имеется наибольшее количество синонимов «jажыл», «ногон». В целом, для алтайского языка наблюдается синкретический или неразделимый подход в цветовом восприятии.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Традиционная одежда народа представляет гамму цветов, наиболее предпочитаемых конкретным этносом. Натуральные красители позволяли окрашивать изделия из кожи и ткани, например, в красный, зеленый, черный цвета. Для соседних с Алтаем тувинцев – это фиолетовый, синий, желтый, красный, зеленый. Эти цвета, а также оранжево-коричневый цвет представляются наиболее приемлемыми для алтайцев. Одежда из ткани пестрой расцветки считалась у них некрасивой и служила признаком безвкусицы…»

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина


Related posts

Leave a Comment

5 × один =