Алтай. Балыкча. Ачелман. Боже.

"В моем словаре нет слова «невозможно»." Наполеон Бонапарт

Алтай. Балыкча. Ачелман. Боже.

«…Мы подошли к небольшой горной речке Ачелман, притоку Чулышмана. Здесь на ней устроена маленькая мельница, принадлежащая монастырю, который находился в двух верстах выше, на правом берегу Чулышмана. От мельницы можно видеть, как с высоты террасы падает Ачелман в виде тонкого серебристого водопада; недалеко от этого водопада такой же второй водопад, это – речка Божё, которая тут же и впадает в Ачелман…» В.В. Сапожников.

Теленгиты или тöлöсы – это коренные жители южных районов республики Алтай. В Улаганском районе они проживают к югу от Телецкого озера вдоль впадающей в него реки Чулышман и его притока Башкаус. По переписи населения 2002 года численность теленгитов в республике Алтай составляла 2,4 тыс. человек. Сами теленгиты оценивают свою численность не менее чем 15 тыс. человек. По мнению профессора Л.П. Потапова, «… происхождение современных алтайских теленгитов убедительно прослеживается от одного из древнетюркских племен теле-доланге через теленгутов монгольского периода». В конце 18 – начале 19 веков теленгиты находились под двойным протекторатом России и Китая, являясь двоеданцами двух могущественных империй. Неопределенность статусного положения теленгитов закончилась подписанием Чугучакского договора в 1864 году. К началу 20-го века основным традиционным занятием теленгитов было экстенсивное скотоводство, с круглогодичным пастбищным содержанием скота. Теленгиты Улагана, Башкауса и Чулышмана тяготели к полукочевой форме скотоводства, сочетая его с примитивными формами земледелия, охотой, собирательством дикорастущих трав, корений, ягод. Чулышманские теленгиты издавна занимались рыбной ловлей. Рыбу ловили различными способами: при помощи невода, удочек, гарпуна. Ценился таймень, хариус. Рыбная ловля до сих пор является одной из составляющих пищевого рациона чулышманских теленгитов.

Языческая вера теленгитов, основанная на шаманизме (кам jаӊы), имеет глубокие корни, уходящие в незапамятную древность. По верованиям теленгитов, каждый целебный источник, горный перевал, господствующая гора, озера, реки, и местность имеют своего антропоморфного хозяина – духа (ээзи) мужского или женского пола разных возрастов. Во главе всех духов находится Хозяин Алтая – Jердиӊ ээзи (Ӧрöкöн Кайракан), который правит Средним миром. Верховным правителем небесной иерархии у теленгитов является Ульген (Ÿлген-кудай), правящий Верхним миром. Ульген-Кудай считается творцом мироздания и людей, управителем небесных святил, производителем грома, молнии и других явлений. Покровительницей домашнего очага является Умай-эне (Саӊай-эне), которая дарит людям радость материнства и отцовства, дает им солнечный свет и жизненные знания, оберегает от темных сил. Подземный мир, куда попадают души всех умерших людей, принадлежит Эрлик-Бию.

По данным Сибирского краевого статистического отдела в 1928 году Чулышманский сельский совет располагался в селе Кумуртук, где располагались лечебный пункт и школа. Сельский совет объединял села Ачилман (была школа), Аккорум, Беле, Коо, Кодурге, Улушта, Узак, Челчу. Села Чодра, Кату-Ярык входили в Улаганский сельский совет. Сегодня население Чулышманской долины, в основном, сосредоточено в селах: Язула, Коо, Балыкча.

У Ачелманского водопада
У Ачелманского водопада

Село Балыкча (алтайское Балыкчы), расположено в северной оконечности Чулышманской долины, что в 6 км от южного берега Телецкого озера, на высоте 440 м над уровнем моря. Население Балыкчи численностью около тысячи человек составляют алтайцы и теленгиты. Село образовалось в 1929 году в результате создания колхоза имени Тельмана. Сегодня в селе имеется участковая больница, одиннадцатилетняя школа, сельский клуб, сотовая связь сети МТС. Регулярных пассажирских перевозок в село нет. Электричество подается при помощи ГЭС. По сообщениям местных жителей, ранее на месте сегодняшней Балыкчи были сплошные заросли березняка, а ближайшее поселение находилось на правом берегу Чулышмана. К югу Телецкого озера люди пробирались с «топором за поясом», дабы «рубить» себе дорогу сквозь березовые дебри. По преданиям, некогда на территории современной Балыкчи жил шаман по имени Балыкчы – «Рыбак». Сегодня отовсюду едут сюда любители порыбачить на самую вкусную рыбу. Над Балыкчой, словно суровые богатыри, нависают высоченные скалистые горы. Одна из них носит название одноимённое селу, и её высота составляет 1783 м. Земли в окрестностях села славятся своим плодородием. Благодаря микроклимату здесь растут почти все виды садовых растений и фруктовых деревьев. В советское время в селе Балыкча находилась центральная усадьба крупного алтайского колхоза имени Тельмана, была почта. Сегодня существует СПК «Чулышманский». Местность, где расположено село, – очень живописно: с левого борта долины срываются два водопада – один на ручье Балыкча, другой на его правом притоке – ручье Кайрубасхан, что означает – «ручей отступил». В летнее время вода из р. Балыкча не доходит до Чулышмана, так как расходуется по арыкам, проведенным для орошения пашен. В селе есть храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Река Чулышман
Река Чулышман

В 1,5 км от села Былыкча дорога пересекает реку Ачелман, а чуть выше, на склоне горы две равные реки Ачелман и Боже низвергаются двумя живописными водопадными каскадами навстречу друг другу, объединяясь в один поток.

Рекомендуем и вам насладится этим зрелищем. Удивительные виды на реку Боже, состоящую из цепи водопадов и на сам Ачелманский водопад открывается с правого берега реки Ачелман. Добраться до этой смотровой площадки можно двигаясь вверх по реке Ачелман по её правому берегу, причём часть дороги можно проехать на автомобиле, для этого надо свернуть в последний проулок села Балыкча влево, двигаясь к долине реки. Интересно, что по правому берегу Ачелмана серпантином уходит вверх по склону хорошая тропа, по которой жители Балыкчи перегоняют скот на высокогорные пастбища. По этой тропе туристы поднимаются на вершину священной горы Алтын-Туу. Этой тропой хаживал на Алтын-Туу великий исследователь Алтая – Василий Васильевич Сапожников (29 июня – 1 июля 1895 г.). В своей книге «По русскому и Монгольскому Алтаю» (Москва, 1949 г.), В. В.

Ачелманский водопад
Ачелманский водопад

Сапожников писал: «…Мы подошли к небольшой горной речке Ачелман, притоку Чулышмана. Здесь на ней устроена маленькая мельница, принадлежащая монастырю, который находился в двух верстах выше, на правом берегу Чулышмана. От мельницы можно видеть, как с высоты террасы падает Ачелман в виде тонкого серебристого водопада; недалеко от этого водопада такой же второй водопад, это – речка Божё, которая тут же и впадает в Ачелман…».

Водопады речки Боже
Водопады речки Боже

Ученые отмечают, что на левом берег реки Ачелман, в 2,6 км от села Балыкча находятся залежи серебряных руд. Ачелман – левый приток Чулышмана. С алтайского языка «ачыл» – скот, взятый во временное пользование, «манна» – стеречь, караулить. Ачелманский водопад отнесён к геоморфологическому памятнику природы федерального ранга. Сегодня водопад – наиболее посещаемый объект Чулышманской долины, имеющий научное, учебно-познавательное, рекреационное значение. Он виден и с дороги, ведущей к южному берегу Телецкого озера. К водопаду можно совершить пешую прогулку и вдоль левого берега реки Ачелман, воды которой с шумом мчатся среди валунов и глыб, преграждающих ей путь к Чулышману. Тропинка закончится тупиком – смотровой площадкой, откуда и видно слияние двух водопадных рек.

 

 

Источник



"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"

Related posts