Алтай! 10 уникальных петроглифов Чемальских писаниц!
Особо яркой категорией древних объектов Чемальского района являются выбитые, прошлифованные и прочерченные наскальные рисунки – петроглифы. В данное время на территории Чемальского района известны уникальные петроглифические комплексы: Карбан и грот Куюс, а также многочисленные рисунки на отдельных скалах и камнях древнего камнепада Бийке, Айрыдаш, Кызык-Телань и др. Они выполнены в разные эпохи от периода энеолита-бронзы и до этнографической современности.
Мы осмотрели многие писаницы Чемальского района и среди образов, оставленных на скалах, я выделила 10 самых необычных и, даже уникальных для Алтая. Стоит отметить, что для писаниц Алтая в общей массе наскальных изображение все-таки характерны типичные рисунки, но и доля уникальности не так и мала.
В своем анализе я опиралась на рисунки следующих местонахождений:
Карбан, Санково Поле, Грот Куюс, Кызык-Телань, Че-Чкыш, Чемал, Айрыдаша, Бийке и др. Названия петроглифов, указанные в данной статье тоже авторские.
Грот Куюс – наиболее древнее и интересное месторасположение петроглифов средней Катуни находящихся в 5 км от села Куюс, вверх по правому берегу р. Катуни. Основная часть рисунков изображает животных: оленей, лосей, козлов. Кроме того, есть изображения фантастических хищников, антропоморфных фигур. Общее число изображений Куюсского грота – около 200. Несколько крупных фигур оленей, выбиты на скалах, живописно нависающих над небольшим гротом, датируются неолитом и ранним железным веком. Культ оленя был распространен среди скифов, у которых он ассоциировался с солнцем и светом. Среди изображений большой интерес вызывают следующие петроглифы: олениха с детенышем и олениха, очень напоминающая «жирафа».
“Олениха с детенышем”
“Жираф”
Наскальные рисунки Кызык-Телань. Долина Кызык-Телань располагается на правом берегу Катуни в 5 км от села Куюс, начинаясь на севере непосредственно у «Куюсского грота».
На отдельных вертикальных скальных поверхностях зафиксированы выбитые изображения животных (оленей, козлов и др.), а также антропоморфных фигур, среди которых имеются рисунки воинов в «грибовидных» головных уборах. Основная часть петроглифов может быть датирована эпохой бронзы. На отдельных скалах изображен олень в движении с ветвистыми рогами. Выбивка занимает всю площадь изображения. Части тела животного не пропорциональны: небольшая вытянутая морда, грациозная шея, массивное туловище. Данный рисунок не относится к реалистическому стилю древнего искусства, созданного охотниками каменного века.
“Олень с елкой на голове”
Среди множества рисунков представленных на скалах Кызык-Телань обращает внимание фигура человека, на голове которого странный головной убор, а сзади нарисовано нечто, напоминающее хвост. Предмет, который он держит в руках можно принять за бубен шамана. Возможно, этот фрагмент изображает момент камлания или жертвоприношения.
“Шаман”
Наскальные рисунки Карбана. Небольшая река Карбан, образующая уютную долину, является левым притоком Катуни, впадая в нее, напротив села Куюс. В устье реки Карбан расположены скалы с петроглифами. Наскальные рисунки покрывают сланцевые образования по правому и левому берегу ручья. Рисунки, по мнению Е.А. Окладниковой, созданы в эпоху палеометалла и частично в энеолитическое время. В устье Карбана, на правом берегу, на скальной возвышенности находится более 100 рисунков. Среди изображений животных выделяются несколько изображений оригинальных человеческих фигур в различных масках или наголовниках. Здесь можно различить рисунок человека в костюме птицы, голову которого украшают перья.
“Человек-птица”
На скалах с левой стороны реки зафиксирован участок с граффити, причем это единственное местонахождение подобных петроглифов в среднем течении Катуни, что и обуславливает повышенный к ним интерес. Все скопления рисунков находится примерно на участке в 50 метрах. На скалах отмечены: сцена гона маралов, изображения деревьев, антропоморфные фигуры, изображения двугорбого верблюда, змеи, геометрических фигур. Репертуар петроглифов говорит о том, что здесь процветало искусство охотников и скотоводов. Одним из самых популярных образов граффити Карбана является дерево.
“Дерево”
“Камлание”, петроглиф этнографического времени выполнен в стиле граффити
Про рисунки Карбана – “Наскальные шедевры Карбана”, читайте здесь:
Наскальные рисунки села Чемал. В Чемале, в местности «Родники» есть интересно местонахождение петроглифов. Рисунки сохранились на скальном уступе правого берега реки Катунь. Найти эту скалу не составляет трудности. Среди изображений писаницы различимы: крупная фигура оленя, барана, собаки и др. Центральное изображение местонахождения – олень, который запрокинув голову, издает свои трубные звуки. К большому сожалению, ряд петроглифов, видимо, для большей наглядности были подновлены. В результате протекающего процесса естественного разрушения скальной поверхности время безвозвратно стирает эти уникальные начертания.
“Поющий олень”
Археологические памятники Чечкиши. На нижней части плоского отвесного склона узкого скалистого ущелья Че-Чкыш выбито около 70 рисунков. Они представлены изображениями животных: маралов, козлов, баранов и др., а также антропоморфной фигурой в сложном головном уборе. Здесь же найден продолговатый камень – портативный «алтарь» с выбитыми изображениями животных, человека, кресла и солярного знака. Основная часть рисунков датирована эпохой раннего железа.
“Рогатый”
Петроглифы святилища Бийке. Бийкенское святилище находится на первой надпойменной террасе правого берега р. Катунь, вдоль дороги в село Куюс, в 0,5 кмот устья реки Бийка. На отвесных скалах скалы Бийке выбиты петроглифы. Это в основном изображения козлов, оленей, лосей, быков, антропоморфные фигуры. Общее число рисунков – более 507. Среди петроглифов интересное изображение фаллофора, который находится на стенках восточного грота скалы Бийке.
Антропоморфные рисунки – это своеобразные схематические изображения людей с подчеркнутыми признаками пола, Ученые относят некоторые изображения фаллофоров к эпохе поздней бронзы, другие к раннему железному веку. Изображение людей с подчеркнутыми признаками пола, массивными, гипертрофированными фаллосами и тестикулами должно быть связано с идеями плодородия, рождения новых членов рода, обеспечения стабильности численности родовых коллективов. Изображения фаллофоров рядом с животными связано со стремлением подобным символическим образом обеспечить воспроизводство и стабильность численности промысловых животных.
“Фаллофор Бийке”
про скалу Бийке читайте здесь:
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора
"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"