Алиса Гребенщикова на Алтае разрушила стереотипы

"Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения." А. Эйнштейн

Телеведущая, исполнительница ролей в сериалах – такой знает Алису Гребенщикову большинство зрителей. Однако, приехав на Шукшинский фестиваль, она разрушила многие связанные с ней стереотипы. Те, кому повезло побывать на ее выступлениях в рамках фестивальной программы, признаются: эту актрису раньше не видели…

Непростая дорога

Для тех, кто не в курсе. Ее папа – легендарный Борис Гребенщиков, мастер синтеза слова и музыки, красоты и ритма, голоса и тишины. От него дочери достались хорошая генетика и талант, обрамленный классической актерской школой. 

– Алиса, расскажите, какие проекты вы представили в Алтайском крае.

– Основной – это фильм Алексея Петрухина «Последнее испытание», в котором я сыграла небольшую роль журналистки. Создавался он очень непросто, не по канонам, принятым в кино. За основу сценаристы взяли события во время захвата террористами столичного театрального центра на Дубровке, в котором шел мюзикл «Норд-Ост». Это фильм о мужестве, чести, достоинстве человека. Горжусь, что стала частью работы, такой важной для всех нас.

– Как вы думаете, готов ли нынешний российский зритель, особенно молодежь, выросшая на американском кинопродукте, к сложному кино?

– Я бы не стала обобщать. Для меня нет абстрактного зрителя, есть конкретные люди, которых я вижу на встречах с создателями фильма после показов нашей картины. И мне даже в голову не приходит подумать, что кто-то не готов к восприятию серьезных вещей. Но я понимаю, о чем вы говорите! Веселиться, конечно, тоже нужно и фильмы-аттракционы смотреть. Но если человек будет интересоваться только ими, он так и останется в рамках узкого мышления. Хорошо, когда есть возможность смотреть разное кино.

– У фильма сложная судьба, знаю, что он не вышел пока в широкий прокат. Но зато вошёл в фестивальную программу. Значит ли это, что вскоре и страна увидит его на большом экране?

– Мы надеемся! Официальная дата выхода во всероссийский прокат – 29 августа. Но насколько широким будет прокат – неизвестно. С предыдущим фильмом режиссёра Алексея Петрухина, «Училка», все непросто было. Некоммерческому кино в России трудно дойти до своего зрителя, в принципе. Программы кинотеатров расписаны надолго вперед, даже если они идут навстречу, то, как правило, это сеансы на 10 утра или 23-40. Все остальное время закрыто иностранными либо российскими коммерческими фильмами. Есть и среди них хорошие работы, я наблюдаю за развитием киноиндустрии. Но зрителям наравне с ними должны быть доступны и такие ленты, как «Последнее испытание». Его показали на Алтае на многих фестивальных площадках, по реакции зрителей, по их интересу мы видели, как он нужен. Фестивали, в первую очередь, дают зрителям возможность увидеть и кино, не относящееся к масс-культуре.

«Быть красивой»

– Вы перевернули мир барнаульцев, побывавших на вашем поэтическом моноспектакле. Женщина на сцене за полтора часа прожила сложную и прекрасную судьбу. Жаль, что другие эффектные проекты с вашим участием затмевают такое искусство, «не относящееся к масскультуре». 

– Рада, что занимаюсь любимым делом. В этом отношении я счастливый человек, который нашел свою дорогу. Знаю, чего стоят легкая слава, деньги, высокие гонорары. У меня нет всего этого в неимоверных количествах, зато чувствую себя человеком на своем месте. Делаю то, что умею делать лучше всего. Музыка и стихи, работа со словом – моя сильная сторона. 

– Полтора часа моноспектакля вы на сцене одна, без партнеров, держите внимание зала. Стоите на высоких каблуках и все это – легко! Как вы выдерживаете? У меня, наверное, ноги бы отвалились…

– И у меня отваливаются. Отекают, болят, следы от туфель остаются. Это тяжело, но у меня нет выбора. Не в кроссовках же мне выходить, когда формат спектакля такой. Я обязана соответствовать профессии, ее канонам. Актриса должна быть красивой, в платье и туфлях. Это моя работа, вопросов, тяжело ли мне стоять на каблуках, себе не задаю.

Учите стихи!

– Вы читаете со сцены наизусть, даже в полглазочка не подглядывая в текст. И своим зрителям посоветовали учить стихи для тренировки памяти. С чего лучше начинать, с каких авторов?

– С того, что нравится и легко ложится на сердце. Это могут быть простые и понятные стихи Эдуарда Асадова, например. Я читала их и на открытии фестиваля, и на спектакле. Он незаслуженно забыт, мне кажется. Каждый может найти «своего» поэта, современного или творившего век назад. Ваш губернатор, кстати, наизусть знает «Евгения Онегина». Можно учить по чуть-чуть каждый день. Просто внимайте тому, о чем читаете. Любите родной язык, слово. Когда любишь, все происходит само собой.

– «Словом можно убить, словом можно спасти…» Гости фестиваля, встречаясь с жителями края, говорят правильно, но, увы, стандартно. Про место силы и особую духовность, например. Как вы думаете, может ли это ощутить сразу и в полной мере человек, который только что с самолета?

– Я аккуратно отношусь к тому, что произношу, и лишних слов стараюсь не произносить. Природа моя такая, северная. Но не видеть красоту здешних мест невозможно. После вечера на берегу Оби мне не хотелось оттуда уходить. И после недели в Горном Алтае, где я побывала весной, нет сомнений, что это место силы. Но день в городе – это слишком мало, чтобы почувствовать местную природу. Хотелось бы лучше изучить ее. Рада, когда складываются такие поездки. Благодаря фестивалю, например, появилась возможность побывать в Белокурихе, в Сростках. 

Не уронив ни слова

– Отличаются ли местные зрители от ваших поклонников в других регионах?

– Ваши земляки внимательны, судя по тем встречам, на которых я успела побывать. Хотя есть вещи, ранящие меня. После спектакля подошел Сергей Константинович, делегированный литературным объединением Барнаула, в котором состоит 800 человек, передал от них приветы, и мне очень жаль, что никого из них не было в зале. Не пришли, хотя и вход был свободным, и зал был прекрасный, с большим количеством посадочных мест. Жаль, потому что я видела искреннюю реакцию своих зрителей. Равнодушных не было. Надеюсь вернуться сюда, показать другие свои работы.

– Почему именно поэтические программы?

– Надо сказать, русская литература всю жизнь занимает меня. Как проза, так и поэзия. Я работаю в кино, театре, на телевидении и радио, но самым интересным остается слово. То, что артист делает на экране, – это исполнение чужой воли по большому счету. Вот вышел сериал «Би хэппи», в нем я сыграла самую смелую, пожалуй, свою роль, обозначенную в титрах как Маринка-стакан. Смелую, потому что я прекрасно знаю, как зрители склонны переносить черты персонажей на их исполнителей и как пойдет шумок: о, да эта Гребенщикова совсем плохо выглядит, спивается, наверное…  И поди потом объясни, что это просто роль такая. Мои проекты родились из подсказок моего внутреннего «учителя литературы», потому что, даже читая стихи в поэтических спектаклях, поставленных другими режиссерами, я была исполнителем чужой воли, а когда ставлю сама, то ориентируюсь на свое сердце, подсказывающее, как нужно. И еще у меня всегда была потребность делиться тем, что люблю. Стихи надо дарить людям. Чтобы после спектакля захотелось найти книжку Рождественского или Ахмадулиной, почитать.

*   *   *

Алиса – о барнаульских зрителях

«Полтора часа читала стихи почти не шевелясь. Через час честно спросила зрителей, не пора ли закончить. Или ещё почитать современную поэзию. «Современную», – попросили зрители. И уже после поклонов, цветов и тёплых слов в мой адрес, когда все нормальные исполнители спокойно уходят со сцены, я почувствовала, что расстаться на этой ноте будет неправильно, хотя и предложила всем разойтись по домам. Однако вместо этого люди подошли к сцене, я села на пол и мы ещё долго разговаривали. Это был очень тёплый вечер! Слушали в Барнауле чутко-чутко! Очень внимательно. Ни одно слово не потерялось… Так круто чувствовать себя на своём месте!»

Досье «АП»



Алиса Гребенщикова – известная актриса театра и кино, телеведущая, исполнительница ролей в тридцати театральных постановках, шестидесяти фильмах. В содружестве с композитором Сергеем Геокчаевым создала несколько литературно-музыкальных программ на стихи российских поэтов. Воспитывает сына Алексея 11 лет.



"- Если ты опять собираешься сказать, что делал это для семьи... - Я делал для себя. Мне нравилось. И получалось. И я жил... Полной жизнью! Во все тяжкие"

Related posts