ЛЮБИМЕЦ НАРОДА

"Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других." Флоренс Найтингейл


   7 августа  исполняется 10 лет со дня смерти актера и губернатора Михаила Евдокимова. Гибель артиста в автокатастрофе стала тогда трагедией для многих: Михаила Евдокимова  любили. Не столько как губернатора Алтая, сколько как юмориста, создавшего узнаваемый образ человека из народа.
Он был последним избранным людьми губернатором. Именно избранным — не назначенным. Фигура губернатора Евдокимова стала последним оплотом демократии (в истинном смысле этого слова) в российских регионах. Жители Алтайского края, как и всей страны, убедились в том, что честные выборы возможны, что это не сказка, рассказываемая политологами с телеэкрана.
Михаил Евдокимов — личность знаковая. Последний из могикан, который не вписывался и не вписался бы никогда ни в один формат, о чем бы ни шла речь: о культуре или о политике. Артист. Певец. Губернатор. Мужик. Он был человеком-праздником, никогда не бывший пошлым. Все его юморески — о любви — нежной и трогательной.  Актер и режиссер, снимавший, подобно земляку-Шукшину, не сериальное мыло ради коммерческой выгоды, а настоящее кино. Надежный друг, без предательства, на которого, как на самих себя, могли положиться и Александр Михайлов, и Александр Маршал, и Олег Митяев — и все, с кем он был дружен со школьной скамьи.
Александр Михайлов, актер, президент Межрегионального  общественного Фонда имени Евдокимова:
«Сегодня эстрадный юмор — пошлый, ниже пояса. А Миша никогда не позволял себе выходить за рамки нравственности. Все его миниатюры — фантастически красивые, пронзительные. Там всегда боль, всегда русский мужик. Может быть, излишне звучит тема алкоголя, но это уж наша национальная слабость и беда. Но главное в них — любовь.
И юмор — многослойный, многопластовый, прозрачный, светлый. Его чувствуешь, он, словно осязаемый… Миша, очень  хотел, чтобы люди в Верх-Обском собирались и пели песни. Ведь в песне заложено мощное объединяющее начало — на генетическом, подсознательном уровне.  К тому же в Верх-Обском уникальное, божественное место — сливаются Бия и Катунь, берет начало Обь, и энергетика просто целебная!»
Галина Евдокимова, супруга:
«Об этом как-то нескромно говорить, но Миша умел дружить. В жизни бывают разные ситуации, иногда нужна деликатность и такт, и в отношениях с друзьями у него было и то, и другое. Он умел беречь тех, кем дорожил, и близкие платили ему тем же. Иногда мне казалось, что друзья у него по всей России. Знаю, что они есть и в Новосибирске — друзья по студенческой скамье».
Михаил Евдокимова, как он сам говорил, «воспитали Шукшин и Высоцкий. С Василием Макаровичем мы родились по соседству: от его до моей деревни всего сорок километров. Но сближает нас не только и не столько география, сколько родство душ. Вообще, я на всю жизнь очарован творчеством Шукшина, боготворю его».
Евдокимов был опорой и помощником односельчанам: его стараниями в родном селе Верх-Обское не закрыли детсад, в школе всегда был спортинвентарь и канцелярские принадлежности, а сельский стадион каждое лето в начале августа был готов к приему гостей.
Будучи губернатором Алтайского края, Михаил Евдокимов говорил: «Зачем идти в политику, если работу на государственном поприще воспринимать, как трамплин для достижения личных целей?.. быть чиновником не означает получить приз на четыре года за победу в выборах, а нужно отрабатывать это доверие (если не смог, то придется уступить место более достойному человеку)… Да, идет нормальный процесс смены чиновников. Он необходим, чтобы власть не превращалась в болото, чтобы не плодить бюрократию, коррупцию».
Михаил Евдокимов многое успел сделать, а сколько бы успел еще? Его любят и помнят, и будут любить и помнить при любой политической системе, потому что он — в сердцах и душах людских. Потому что он любил свой край, свою малую Родину. Именно — любил, а не относился к ней потребительски, не отдавал, как пел Игорь Тальков «на растерзание вандалам»…
Горами, лугами, озёрами
Встает предо мною Алтай.
Лесами степными просторами
Богат и красив этот край.
Бывает порой бездорожье,
Распутье на малой земле.
Но встретят меня по-хорошему
И в городе, и на селе.
Я памятью полон вчерашнею
И помню на каждом шагу,
Что вскормлен алтайскою пашнею
И вечно пред нею в долгу.
Пылай по забокам смородина, росистое утро, пылай!
Мой край для меня — это Родина!
А Родина — это Алтай!
 
В феврале 2004 года в Доме культуры города Змеиногорска состоялась встреча жителей города с кандидатом в губернаторы Алтайского края Евдокимовым Михаилом (тогда мы еще не называли его по отчеству).
Для нас он был просто известным и любимым артистом, которым, как нашим земляком, мы очень гордились, и успехам которого искренне радовались.
Н. Тинина
 
…Зал был полон, как никогда. Многие пришли, в том числе и я, на встречу с самобытным и талантливым артистом, а не с претендентом на высокую должность. В зале были его горячие сторонники и такие же пылкие противники. Вопросы сыпались устно и письменно. Доверенное лицо Евдокимова — Бурматов, не успевал прочитывать и передавать ему очередную записку, в которой иногда ему задавали обидные и каверзные вопросы.
В разгар этих предвыборных страстей мне стало тревожно за дальнейшую судьбу актера и певца. Как раз перед этой встречей я впервые услышала несколько трогательных и запоминающихся песен в его исполнении — искреннем и проникновенном.
У меня тут же родились строки, которые я вместе с пожеланиями победы на выборах, передала в президиум предвыборного собрания. В этой записке я выразила свою взволнованность и тревогу:
На сцене и в кино вас видеть рады.
Прекрасны в Вашем исполненье песни.
Не станет ли потерей для эстрады
Ваш пост большой в руководящем кресле?
 
Оказалось, что тревога моя была не напрасной…
Песни Михаила Евдокимова и по сей день звучат во мне, как память о той неожиданной и незабываемой встрече».
 
ХРАМ У ДОРОГИ
 
Храм в честь Евдокимова строят,
Чтоб там помянуть, мы его могли.
А мне не дает покоя иное:
Как же его мы не сберегли?
 
Он нес нам дар свой светло и открыто,
Хотел от лжи земляков спасти.
Но что завистникам знаменитость?
Талант и совесть у них  не в чести.
 
Травили и рады, что так случилось.
Не жаль народного им певца.
А он быть совестливыми учил нас,
И не равняться на подлеца.
 
Но все равно через версты и время
В нас будет голос его звенеть,
И он, как прежде, будет со всеми
Шутить, смеяться, бороться, петь.



"Дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь. Энтони Роббинс"

Related posts