ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ЗМЕИНОГОРСКЕ

"Для утвердительного ответа достаточно лишь одного слова - «да». Все прочие слова придуманы, чтобы сказать «нет»." Дон Аминадо

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ЗМЕИНОГОРСКЕ
Ю.П. Алёхин
Рудно-Алтайский научный историко-культурный центр, г. Змеиногорск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ЗМЕИНОГОРСКЕ, статья в pdf

Традиционный интерес людей к истории, познанию прошлого и стремление к ознакомлению с памятниками историко-культурного наследия вызван не только (и не столько) любопытством, но и желанием соприкоснуться с историей, с тем материальным и духовным наследием, результатом которого является современная цивилизация. Познание прошлого всегда способствует интеллектуальному, духовному и общеобразовательному развитию личности. Не случайно, что большинство туристических маршрутов предусматривает ознакомление с памятниками историко-куль-турного наследия. Алтайский туризм в этом плане не является исключением, и особое место здесь принадлежит Змеиногорску.
Змеиногорск известен не только своей славной историей, но и сохранившимися историческими и культурными памятниками – объектами горнозаводского производства
(XVIII-XIX вв.) и архитектуры XIX – нач. XX вв. [2]. Это историко-культурное наследие всегда привлекало туристов. Теперь же Змеиногорск стал составной частью крупных
туристических маршрутов «Большое золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова Алтая».
Также в городе фактически действует туристический маршрут, посвящённый известному писателю-романтику и ученику Н.К. Рериха – А.П. Хейдоку. Остановимся на некоторых
актуальных проблемах использования местного историко-культурного наследия.
I. Исторические недостоверности. Как ни удивительно, но до сих пор вместо достоверной исторической информации приезжающим в Змеиногорск туристам нередко предлагают мифы, которые искажают подлинную историю. Вот несколько примеров.
Официальной датой основания Змеиногорска считается 1736 г. Она имеется на знаке при въезде в город, ее называют туристам экскурсоводы, которые рассказывают о его истории. Однако еще в конце 1990-х гг. барнаульскими историками В.Б. Бородаевым и А.В. Контевым на основе архивных данных была установлена подлинная дата основания Змеиногорска как населённого пункта (рис. 1). Это 1744 г. [2]. Об этом же писал известный алтайский краевед А.Д. Сергеев [3].
На Алтае очень популярно имя А.Н. Демидова, поэтому ему нередко приписывают события, не имеющие к нему отношения. Ему приписывают открытие руд цветных металлов на Алтае, в том числе и на Змеиной горе, хотя эти открытия сделали рудознатцы С.Г. Костылев и его товарищи: Михаил Волков (первооткрыватель кузнецких угольных месторождений), Леонтий и Макар Останины, Фёдор Комаров [4].
Другой пример. Нередко архитектуру XIX – нач.XX вв. экскурсоводы называют «демидовской». Даже памятник архитектуры нач. XX в. – современный ЛВЗ – называют «бывшими демидовскими конюшнями». Рассказывают о «демидовских монетах» и золотой карете Демидова, затопленной в оз. Белом (в Курьинском районе), о «демидовских каторжниках», якобы работавших на Змеиногорском руднике… И это при том, что сам А.Н. Демидов вообще на Алтае не бывал, да и период его владения алтайскими рудниками и заводами был весьма краток (менее 20 лет с перерывом). Практически все сохранившиеся памятники истории и культуры Змеиногорска относятся к последемидовскому, а не к демидовскому времени.
II. Исторические ошибки в литературе и в документах краевых органов охраны памятников. К сожалению, даже в научных трудах встречаются серьёзные ошибки относительно некоторых памятников истории и культуры г. Змеиногорска. Например, в
публикациях Т.М. Степанской [5], В.А. Моисеева [6] и др., а также в официальном списке памятников истории и культуры Алтайского края верхний срез кунсштата (каменная камера для водоналивного колеса) Екатерининской шахты в Змеиногорске ошибочно именуется «входом в Екатерининскую шахту». Впервые на эту ошибку обратил внимание Змеиногорский геолог и краевед А.Ф. Черных [1]. Среди змеиногорских памятников архитектуры XIX – нач. XX вв. имеется несколько зданий, которые в литературе и в официальном списке памятников истории и культуры Алтайского края именуются
неправильно.
1. Дом купца А.В. Огурова, неправильно именуемый как «дом мещанки Огаревой» (ул. Семипалатинская, 1а). В Змеиногорске в конце XIX – начале XX вв. вели торговлю и проживали бийский II-й гильдии купец Александр Васильевич Огуров и купчиха Анастасия Ивановна Огурова (вероятно, родственники), которые имели лавки на Торговой площади [7].
На наличниках дома-памятника резная фигурная монограмма с инициалами владельца – «АВО». Именно так до реставрации здания читала искусствовед Т.М. Степанская, хотя
ошибочно, следуя традиции, переводила как инициалы «мещанки А.В. Огаревой (Огуровой)»
[5]. Таким образом, необходимо правильно именовать памятник деревянного зодчества как «Дом купца А.В. Огурова».
2. Две лавки купца П.В. Воробьевского, неправильно именуемые как «лавки купца Воробьёва» (ул. Семипалатинская, 1 и пер. Горный, 3). Такое неправильное наименование этих памятников архитектуры закрепилось в литературе [8] и в официальном списке памятников истории и культуры Алтайского края. Однако по документам, выявленным М.А. Целищевой, в Змеиногорске с 1877 г. обосновался бийский купец П.В. Воробьевский,
которому и принадлежали торговые лавки в исторической части Змеиногорска на тогдашней базарной площади. Сначала эти строения были деревянными, а затем вместо них возведены (не ранее конца XIX – начала XX вв.) кирпичные [7]. «Купец Воробьёв» в документах неупоминается. Таким образом, два памятника архитектуры, неправильно именуемые в публикациях и в охранной документации как «лавки купца Воробьёва», надо именовать «лавки купца П.В. Воробьевского» и датировать их концом XIX – началом XX вв., а не «второй половиной XIX в., как считалось ранее.
3. Бергамт – контора Змеиногорского рудника (ул. Ленина, 13). Этот памятник архитектуры первой четверти XIX в. (вероятно, между 1818-1824 гг.) в литературе и в официальной памятникооохранительной документации неправильно датируется второй половиной XIX в., хотя в этой же литературе отмечается, что здание «связано с деятельностью П.К. Фролова» [8], а уехал он с Алтая в 1830 г.. Известно также, что в
бергамте в первой половине XIX в. бывали всемирно известные исследователи:
К.Ф. Ледебур, К.А. Мейер, А.А. Бунге (1826), барон А. фон Гумбольдт (1829), Г. Розе, Х. Эренбург (1829), П.А. Чихачёв (1842), Г.С. Карелин и Г.Е. Щуровский (1844).
III. Змеиногорский исторический некрополь. С 2007 г. нами ведётся работа по
выявлению и исследованию исторических погребений на старом Змеиногорском кладбище.
Это кладбище одно из немногих в Сибири, где сохранились старинные надгробия, имеющие как историческую, так и мемориальную значимость.
Удалось обнаружить и идентифицировать погребения известных деятелей алтайского горно-заводского производства XIX в., жены выдающегося деятеля горно-заводского
производства и администратора П.К. Фролова, представительниц княжеского рода Ра(о)теевых, горных и армейских офицеров, известных купцов, представителей казачества [9].
Из поздних захоронений представляет несомненный интерес памятник с рериховской символикой Альфреду Петровичу Хейдоку (1892-1990), который являлся ярким
представителем белой эмиграции, штабс-капитаном армии А.В. Колчака. Перед эмиграцией он служил начальником амурской (Благовещенской) уездной милиции (1919-1920). В эмиграции стал известным писателем-романтиком. В 1934 г. в Харбине встречался с Н.К. Рерихом, после чего стал его последователем. Преподавал в Харбинском медицинском колледже, Гиринском и Шанхайском университетах. В 1947 г. добровольно вернулся в
СССР, отбыл заключение в советских концлагерях, полностью реабилитирован. С 1981 г. жил в Змеиногорске, где и умер в 1990 г. На доме, где жил А.П. Хейдок, ему установлена
памятная доска.
Пока посещение туристами Змеиногорского исторического некрополя остаётся проблематичным ввиду его неблагоустроенности и отсутствия указателей. Кроме того,
процесс уничтожения исторических погребений продолжается, т.к. хотя кладбище закрыто, но нередко там и до сих пор производятся захоронения. Охрану и использование этого
памятника истории и культуры осложняет то, что он до сих пор не внесён в официальный список охраняемых государством объектов культурного наследия.
Таким образом, для успешной работы в области туризма экскурсоводы, музейные работники, пропагандисты историко-культурного наследия должны обладать достаточно
высокой исторической и краеведческой квалификацией и постоянно совершенствовать свои знания, при необходимости сотрудничать с профессиональными историками и археологами.
Должны быть созданы условия для доступа к объектам туризма, все памятники историкокультурного наследия необходимо включить в списки охраняемых государством объектов
историко-культурного наследия.
IV. О перспективах. С 1999 г. нами на различных научных конференциях, в т.ч. международных поднимается вопрос о создании на оз. Колыванском природно- археологоисторического музейного комплекса. Эта идея одобрена как научной общественностью, так и Управлением Алтайского края по развитию туристско- рекреционного и санаторнокурортного комплексов. Разработана научная концепция создания комплекса. Реализация этого проекта позволит не только сохранить, но и рационально использовать наиболее значимые природно-археологические и историко-культурные ресурсы региона, будет способствовать известности и престижности Змеиногорского района, повысит рентабельность расположенных рядом многочисленных турбаз.
Второй наш перспективный проект – это создание музея А.П. Хейдока в Змеиногорске, что должно стать основной моментом уже фактически существующего в Змеиногорске
туристического маршрута, посвящённого А.П. Хейдоку. Имеется предварительная договоренность с крупными инвесторами, которые готовы принять участие в
финансировании указанных проектов. Но необходимы понимание и помощь администрации Змеиногорского района в вопросах выделения подходящего земельного участка на оз. Колыванском, а также помещения под музей. Эти проблемы решаются.
Список литературы
1. Алёхин Ю.П., Кунгуров А.Л. Шевская О.А. Достояние земли Змеиногорской
(археологическое и историческое наследие). – Барнаул, 2013. – 184 с.
2. Бородаев В.Б., Контев А.В. Возникновение российского сереброплавильного
производства на Алтае и основание города Змеиногорска // Серебряный венец России
(Очерки истории Змеиногорска). – Барнаул, 1999. – С. 73-127.
3. Сергеев А.Д. Проблемы истории города Змеиногорска // Ползуновские чтения
1993 года. – Змеиногорск, 1993. – С. 37-47.
4. Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края: учеб.
пособие. – Ч. I. – Барнаул: Пикет, 1997. – 224 с.
5. Степанская Т.М. Архитектура города Змеиногорска второй половины XVIII – нач.
XX вв. // Серебряный венец России (Очерки истории Змеиногорска). – Барнаул, 2003. – С.
269-298.
6. Моисеев В.А. Змеиногорский горно-металлургический комплекс в первой
половине XIX в. // Серебряный венец России (Очерки истории Змеиногорска).– Барнаул,
2003. – С. 160-177.
7. Целищева М.А. Исторический центр г. Змеиногорска в конце XIX – нач. XX в. //
Ползуновский альманах. – № 2. – Барнаул, 2011. – С. 46-49.
8. Степанская Т.М. Памятники архитектуры (Змеиногорский район) // Памятники
истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1996.
– С. 22-29.
9. Алехин Ю.П. Змеиногорский исторический некрополь как объект историкопознавательного туризма на Алтае // XII Международная научно-практ. конф. «Экономика.
Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2010)»: сб. ст. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С.122-
125.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ЗМЕИНОГОРСКЕ, статья в pdf



"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"

Related posts