8 картин, покоривших мир: шедевры, которые хранятся в российских музеях

"Лишь несчастному нужна его правота, счастливый хвататься за неё не будет." Андрей Курпатов

Марк Шагал говорил: «Когда вы смотрите на шедевр, в душе начинает звучать придуманная вами мелодия». Вот такой эффект — картину создал кто-то другой, а поет ваше сердце. В этом плане наши музеи — настоящий кладезь для сочинения новых кантат. Многие экспонаты столь прекрасны, что не оставят равнодушным никого. Мы выбрали восемь величайших произведений искусства — картин, которые покорили весь мир и хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Расскажем их необыкновенную историю.



«Неизвестная», ставшая знаменитостью

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Неизвестная» (1883), Иван Крамской/Репродукция

Иван Крамской, подобно Леонардо да Винчи с «Моной Лизой», тайну своей незнакомки унес с собой. Никто не знает, при каких обстоятельствах художник познакомился с девушкой и как ему удалось нарисовать ее на фоне многолюдного Невского проспекта, поэтому тайна «Неизвестной» и ее загадочная полуулыбка не одно столетие будоражит и профессиональных экспертов, и любителей искусства.

Критик Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский — «исчадьем больших городов», а художник Репин, делясь впечатлением, говорил, что ее разглядывали не столько из желания разгадать тайну красоты, сколько из любопытства — не любовница ли она известного мастера?

В ней узнавали и толстовскую Анну Каренину, и Настасью Филипповну из романа Достоевского «Идиот». Но так и осталась — «Неизвестная».



Трагичная судьба «Девочки с персиками»

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Девочка с персиками» (1887), Валентин Серов/Репродукция

Прежде чем посмотреть на самую известную картину Валентина Серова в Третьяковской галерее, съездите в подмосковную усадьбу Абрамцево — имение меценатов Мамонтовых. Вы увидите столовую, где Серов писал картину «Девочка с персиками», и узнаете, как трагично сложилась судьба ее прототипа Веры, старшей дочери Мамонтова. Она умерла от пневмонии, когда ей было всего 32 года.

С новым бэкграундом на полотно вы взглянете совершенно другими глазами. Вера Мамонтова была источником вдохновения для многих гостей ее отца-мецената. С нее лепил «Голову Египтянки» Михаил Врубель, ее черты легко узнать на «Портрете девушки с кленовой ветвью» Виктора Васнецова. Но Валентин Серов превзошел всех. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — писал художник своей невесте и сдержал слово: трудно представить себе картину светлее, чем «Девочка с персиками». Она стала его счастливым талисманом. Картина прославила Серова, и на него посыпались заказы, что позволило ему решить многолетний вопрос с долгами. 



«Черный квадрат», который не черный 

Где хранятся 4 картины «Черный квадрат»:

  • Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея;
  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж;
  • Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4, Русский музей.
«Черный квадрат» (1915), Казимир Малевич/Репродукция

Казимир Малевич, даром что кубист и импрессионист, опроверг сентенцию, будто шедевры не повторяются. Просто взял и создал целых четыре одинаковых полотна. Два «Черных квадрата» хранятся в Третьяковке, один — в Русском музее, и еще один – в Эрмитаже.

Первой считается та, которую можно посмотреть в Третьяковской галерее. Тут же вам расскажут, что  «Черный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны не равны друг другу. И противоположные стороны не параллельны друг другу. 

Дальше — еще круче. «Черный квадрат» не совсем черный. Химический анализ картины показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость, вторая – черная охра, а третья – еще один природный компонент темно-зеленого оттенка. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам, Малевич добавил в краску мел. 

Эту информацию надо знать всем, кому вдруг захочется сказать: «Да я такое за час нарисую!»

Внутри «Черного квадрата»


Видео: Государственная Третьяковская галерея



Дубы, вдохновившие на картину «Богатыри»

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Богатыри» (1881-1898), Виктор Васнецов/Репродукция

Если вы еще не уехали из Абрамцево, обратите внимание на мощные дубы, которые растут недалеко от пруда. 

«…Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!» — расскажет позже Виктор Васнецов историю создания картины. Действительно, дубы издалека похожи на богатырей, хотя человеческие прототипы у былинных героев тоже были.

Так, Алешу Поповича Васнецов писал с младшего сына того самого мецената Саввы Мамонтова, а вот в создании образа Добрыни участвовали все мужчины семьи Васнецовых: дед, отец и сам художник. Ну, а Илья Муромец — это как есть Савва Мамонтов.



Невеста художника в «Неравном браке»

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Неравный брак» (1862), Василий Пукирев/Репродукция

Искренне считаем, что на картину Василия Пукирева «Неравный брак» непременно нужно смотреть вживую. Только так вы сможете почувствовать всю боль и глубину страданий автора. Он на картине стоит позади молодоженов со скрещенными руками и слезами на глазах, ведь перед алтарем его невеста, которую против воли выдали замуж за старого важного чиновника.

Картина после представления публике имела невероятный резонанс. «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе», — вспоминал художник Илья Репин.

Читайте также:


Из любителя — в искусствоведы


Пройти по залам Третьяковской галереи можно, не выходя из дома. Для ценителей искусства музей устроил виртуальные экскурсии, а также лекции кураторов, которые дадут столько интересных фактов, что вы почувствуете себя настоящим искусствоведом.



«Танец», не оцененный критиками

Где хранится: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж.

«Танец» (1910), Анри Матисс/Репродукция

Анри Матисс обожал танцы, и редкие преставления «Мулен Руж» обходились без его зрительского участия. Русский меценат Сергей Щукин обратился к художнику с просьбой о написании трех панно для его особняка. По замыслу автора и заказчика, человеку, входящему в дом с улицы, нужно было передать чувство легкости, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, для второго — с музыкой. В планах было третье полотно — «Купание» (или «Медитация»), но то ли дом Щукина оказался маловат, то ли из-за случившегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

А конфликт произошел на выставке в Париже, где эксперты заявили, что это невозможный примитивизм — использовать в работе всего три цвета. А эти неидеальные линии прорисовки танцоров, вы видели! Пьет что ли мастер?

Матисс обиделся, художника вообще обидеть может каждый, а Щукин даже было подумал отказаться от заказа, но в итоге все же выкупил работу. Теперь ради «Танца» Матисса, великого шедевра модернизма, в Эрмитаж едут со всего мира. 

«Танец» и «Музыка». Анри Матисс. К столетию создания


Видео: Государственный Эрмитаж



«Возвращение блудного сына» оказалась в России по просьбе Екатерины II

Где хранится: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж.

«Возвращение блудного сына» (ок. 1666-1669), Рембрандт/Репродукция

Самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, которое он писал много лет, — «Возвращение блудного сына». В Библии отец при встрече с вернувшимся сыном приказывает заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Такова аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

Для художника эта картина стала последней, в ней он сублимировал всю боль предшествующих 25 лет: гибель детей, смерть жены, разорение, долги, нищету.

В Россию шедевр попал благодаря князю Дмитрию Голицыну, который выкупил картину из парижского собрания Андре д’Ансезена по просьбе Екатерины II.



«Мадонна Литта» по соседству с «Мадонной Бенуа»

Где хранится: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж.

Слева: «Мадонна Литта» (1490-1491), Леонардо да Винчи/Репродукция.
Справа: «Мадонна Бенуа» (1478-1480), Леонардо да Винчи/Репродукция

Есть что-то магическое в том, что одна из важных ранних картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и его позднее творение «Мадонна Литта» хранятся в Эрмитаже рядом. При написании первой, Мадонны с цветком, гений впервые начинает использовать масляные краски для придания картине полномасштабности, а последней — Мадонне с младенцем — эти краски тускнеют, авторская манера письма теряется, поза младенца уже неузнаваема для итальянского гения. Что до сих пор вызывает подозрения у искусствоведов: а был ли это да Винчи?

Был, просто даже гении стареют, также как дряхлеют и беднеют заказчики картин. Так произошло со знатной фамилией Литта, которые продали часть своей галереи Эрмитажу. И так случилось с Бенуа, по которым изрядно проехалась советская власть.



"Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя. Ошо"

Related posts