На этой фотографии я со своей семьей «еду» в Москву. Эта постановочная фотография для «Комсомольской Правды», куда я попал на работу, выиграв победу во всесоюзном фотоконкурсе. Это фото — отчет о том, как победитель едет в Москву. Она была опубликована 30 лет назад.
Вот и встал передо мной вопрос — а как выглядят люди, которые едут в Москву?
Для фото принесли самый тяжелый чемодан, одели детей потеплее. В Москве ведь холодно. Из жаркого Краснодара мне казалось, что там вообще вечный снег. И последний штрих — взгляд, полный надежд. Так, возможно, выглядели все провинциалы, переезжающие в столицу 1990-х годов. Тогда мы и думать не могли, что через год будем жить в другой стране.
В те перестроечные годы жизнь стремительно менялась, а устоявшиеся штампы рушились как карточный домик. Журналистика кардинально стала другой. Она глотнула свободы – и на страницах начали появляться материалы, за которые раньше бы просто расстреливали.
К тому времени я уже 6 лет работал фотокорреспондентом в краевых газетах в родном Краснодаре. Ездил по краю, снимал бесконечные жатвы, рекордные надои и парадные портреты передовиков производства. Край объездил вдоль и поперек. А тут такое в стране начиналось!
Тогда мне очень хотелось поездить по стране и не пропустить главного. Как журналист с историческим образованием, я не мог этого прозевать. Но попасть в центральное издание на работу можно было, только имея московскую прописку. А прописаться можно было только в квартире, которую давали, если ты работал в Москве.
Разорвать этот заколдованный круг смогла только «Zmeinogorsk.RU».
Тогдашний Главный редактор Владислав Фронин сумел договориться с ЦК ВЛКСМ, чьим печатным органом была «КП», о перестроечном эксперименте! «КП» объявляла фотоконкурс, победитель которого приглашался на работу в Москву! Это подразумевало и получение квартиры по линии ЦК ВЛКСМ.
Этот шанс я упустить не мог. И даже сказал жене Елене, чтобы через год готовилась к переезду в Москву. Звучало это самоуверенно и как шутка. Чего здесь больше, я сам не знаю. Но это действительно было так.
Многие фотокорреспонденты СССР не хотели упускать и свой шанс! Из числа участников фотоконкурса определялась финальная группа, фотокорры которой смогли проявить себя и напечатать максимальное количество фото в «КП».
Потом финалисты приглашались в Москву, откуда они должны были поехать, «куда захочешь», в командировку по стране.
Надо было найти «современную» тему! И вот, шастая по Москве, я наткнулся на пикет казахских студентов, требующих прекратить ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Я окунулся в эту тему. Пробрался на полигон с его ядерными воронками и сделал материал о том, как живут люди в трясущихся от ядерных взрывов домах.
"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"