Село Варшава Змеиногорский район

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." Лев Толстой

Село Варшава расположено в Змеиногорском районе примерно на половине пути между Змеиногорском и Рубцовском по обоим берегам речки Поперечной, которая является правым притоком р. Алей и впадает в него близь с. Быково Шипуновского района, а исток ее находится в районе 3-го поля бывшего совхоза «25 лет Октября». Долина реки имеет крутые обрывистые берега, сложенные глиной. До 1954 года речка была сравнительно многоводной. На всем протяжении вблизи п. Петроград и п. Варшава были омутные озера Первое, Второе, Третье. А на север от Варшавы располагались Черниково озеро, Корнево озеро, Митряево озеро, Чугуново озеро, расположенные вблизи п. Плахино. Название озера получили от места стоянки единоличных хозяйств Черниковых, Корневых, Митряевых и Чугуновых. На протяжении реки в п. Петроград в нее впадали крупные овражные системы, в которых находились озера, подпитывающиеся родниками: Каменный лог, Крутой лог, а в п. Варшава Крутой Лог, Черников Лог, Фролов Лог. Кроме того, недалеко от Каменного лога вверх по течению, по словам Домникова Петра Кирилловича, находился мощный родник, который подпитывал р. Поперечную водой: «Надоело, нам, мужикам, переводить в брод лошадей, и мы решили забить этот родник. Запрягли три одноконки, наложили снопов конопли и забили действующий родник. С тех пор в летний период времени заметно уменьшился уровень воды в речке Поперечной».
Рыбы в реке, в озерах было несметное количество. За один раз с помощью бредня можно было выловить 6-8 ведер рыбы. После поднятия целинных и залежных земель произошло полное заиливание реки. Озера обмелели, рыба исчезла, и примерно 10 лет тому назад не осталось ни малейшего признака, напоминающего о существовании озер. Приходится только сожалеть об этом. Никто не знает, к каким последствиям приведет дальнейшая неразумная эксплуатация природных ресурсов. Единственным доказательством существования на берегах озер единоличных хозяйств являются канавы-ограждения бывших огородов, поросшие осокой и разнотравьем.
История села.
Любое поселение человека имеет свою историю возникновения. Возникло село Варшава совсем неслучайно. В первые годы Советской власти молодому государству нужен хлеб, продукты животноводства, которые поставлялись за счет натурального налога. Жители крупных сел не могли иметь большие посевные участки вблизи населенных пунктов. А потому были вынуждены выезжать за 10-15 километров на обработку своих земель. При такой организации труда производительность была низкой, а потому, чтобы привлечь население крупных населенных пунктов образованию поселений правительство разрабатывает новую налоговую систему.
В 1921 году выходит указ о том, что те крестьяне. Которые выезжают для основания новых поселков, освобождаются от натурального налога. Это послужило главным толчком в деле основания новых поселков. Группа ходоков с.Таловка обратилось в ОКРЗУ (Окружное земельное управление) с просьбой разрешить заселение на берега р.Поперечной. Разрешение было получено зимой 1921 года. В начале лета 1922 года крестьяне с. Таловка: братья Стукаловы Андрей, Дмитрий, Илья, братья Афанасьевы, Корневы прибыли на берега речки Поперечной основывать новый поселок. По обоим берегам провели конным плугом борозды, бросили жребий, кому на каком берегу селиться и сразу же приступили к строительству землянок. Лето и зиму жили в землянках, а затем постепенно стали перевозить деревянные дома из Таловки.
Над названием села долго ломали голову: «Как назвать?». Сначала решили назвать «Полыновкой», так как в северной части поселка произрастало много полыни. Позднее прибывшие на поселение и воевавшие в 1-ю Мировую войну на западном фронте и слышавшие название столицы государства Польши решили дать название своему поселку — Варшава. Так в 1922 году появился новый поселок на берегах речки Поперечной с громким названием «Варшава». Одновременно с этим поселком возникли с.Никольск – основатели Болговы, Локтевка, Просвет, Веселенький и Петроград. Примерно Рассыпуха, Кузьминка, Капустино, Миловановка, Белянинский -это тоже поселки – выходцы их с.Таловка.
Вокруг села была девственная растительность. Травостой достигал более 1 метра в высоту. Степь кишела дичью: было много куропаток, перепелов, уток, гусей, лебедей, змей, волков, лисиц, зайцев и даже шакалов. На пригорках в низком травостое зрела клубника. В хозяйственном отношении крестьяне занимались землепашеством. Выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень. Обработка почвы велась вручную. Землю пахали конным плугом (как говорили «Букарем»), посев проводили вручную, уборку зерновых в более позднее время производили с помощью лобогреек. Каждая семья занималась выращиванием конопли. Конопля требовала больших затрат ручного труда. Посконь выдергивали раньше, саму коноплю много позднее, вязали в снопы, ставили в суслоны, а затем молотили. После обмолота семян везли в озера и замачивали в воде до появления первого льда. Затем привозили домой, сушили, в бане, мяли, трепали и получали волокно. Волокно использовали для получения холстины, применяемой в изготовлении одежды. Возделывание конопли крестьянами стало постепенно сокращаться к 1951-1952 годам.
В селе развивались разнообразные кустарные промыслы: Молостова Пелагея Степановна, Глазкова Аксинья Федоровна – мастера ковроткачества, Журавлев Дед-Алеша – мастер по выделке овечьих шкур, Братья Афонасьевы – Прохор Веденеевич и Илья Веденеевич – мастера по изготовлению валенок. Были мастера по изготовлению волосяных и пеньковых веревок, были мастера по изготовлению рыболовных снастей — «мордушек» – Журавлев Михаил. Были и портные, которые шили одежду на заказ «Бабка Степаниха», «бабка Ковалиха», были и народные целители «бабка Матрена», «бабка Павлиха» и «бабка Митряиха». Уж такие были неписаные законы села, по которым всех уважаемых людей называли или по отчеству или по уличному прозвищу: Рогачовы, Духоборовы, Мишановы, или по фамилии.
80 лет с небольшим прошло со дня основания поселка, но до сих пор в душах земляков сохранилась добрая память о тех, кто творил добро людям, кто принимал непосредственное участие в деле становления своего родного села. В родительские дни на кладбище можно слышать слова искренней благодарности и добрых воспоминаний о тех людях, которые своим скромным трудом внесли посильный вклад в развитие родного поселка. Как не вспомнить Лайкова Ефима Игнатьевича, который доброй половине женщин села изготовлял прялки. Его уже давно нет в этом мире, а его рукотворное чудо до сих пор облегчает труд женщин.
В период с 1960 года по 1966 год колхоз «Большевистский путь» имел пилораму, мельницу, одну тысячу голов свиней, 250 голов крупно-рогатого скота. Люди были все обеспечены работой, в осенний период времени шеф «Колыванский камнерезный завод» присылал на уборку до 60 человек -разнорабочих, механизаторов, шоферов.
В апреле 1966 года образовался совхоз «Таловский», в который вошло «Варшавское отделение». Резко выросло поголовье овец. На территории отделения было 7 отар с общим поголовьем более 6000 голов. Росла свиноферма, увеличились надои. Рабочие отделения жили полноценной жизнью. Построили «Дом культуры», библиотеку, ФАП, приобрели бильярд, построили водопровод, одним словом у людей была работа, и было где отдохнуть после трудового дня. Какие новогодние праздники с различными конкурсами проводились в Доме культуры. Позднее «Варшавское отделение» входило в совхоз «Ново-Никольский».
Наступило «золотое» время перестройки. На глазах всех односельчан стало все рушиться. После одного года работы прекратил свое существование водопровод, миллионы рублей закопали в землю, исчезло поголовье скота, нет мельницы, пилорамы, пустили под нож все поголовье овец. Люди остались без работы и средств к существованию. Большинство молодых и престарелых людей уехало в город в поисках счастья от безысходности, но трудно в современный период устроиться в городе и приобрести жилье. Клуб и почту закрыли, школу перевели в другое здание, которое чуть не сгорело дотла, магазин от райпо закрыли.
Стоит на проезжей дороге милое село, Богом и людьми забытое, а живут в нем почти одни пенсионеры, которым на закате жизни трогаться с обжитого места страшно. Каждый житель этого маленького села ложится и встает с одной мыслью, как жить дальше? Одно утешение – 3 телефона на все село, и те никогда не работают. Теперь мобильная связь. Милые, добрые, люди! Я не знаю, к кому обратиться и кому бросить вызов: «Берегите малые села, в них наши корни, в них наше далекое детство, на их территории покоится прах наших предков, а мы так привязаны к погосту маленьких деревень, которые свидетельствуют о том, что здесь жили когда-то люди. Оглянешься на свою малую деревеньку и думаешь: «Ведь в ней живут такие милые и добрые люди, которые не жалели своего здоровья, растили хлеб, поставляли стране мясо, молоко и шерсть, рожали, растили и учили детей на благо Родины, а теперь в конечном итоге они брошены на произвол судьбы.
Материал оформил 10 мая 2002 года Рыбкин Александр Семенович.
Материал опубликован в «Змеиногорском вестнике» в июле 2002 года.
Рыбкин Александр Семенович – учитель географии, биологии и химии Октябрьской средней школы Змеиногорского района, Алтайского края.



"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"

Related posts