Легенда про Колыванского змея и братьев Белоусовых

"Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед." Эмиль Золя

На Фабричной сопке, в расщелине, змей живет. Калыванский змей, очень старый, давнишний. Люди говорят: чешуя у него вроде как рыбья, глаза зеленые,
навыкате. Глаза – по пятаку. Сам – длинный, с бастрык2. Каму покажется – тот человек вскорасти помирает. Их много, змеев, было в старинy. Непроходимые змеи были. И свистели они. Такой свист получался, как на фабрике гудок. Потом ушли дальше, в горы. Один этот остался – на Фабричной сопке. Тоже нет-нет да и крикнет, свистнет. Больше весной свистит, в темные ночи. Бывало так: у какого рабочего часов нет – пробудится ночью, будто гудок услышит. Бежит на фабрику, думает – случилось чо, а таял нет ничо, один караульный ходит, говорит: – Змей свистел. Змей, он с крепостных времен живет, с обязательного труда.
А были еще братья Белоусовы. Те были похлеще. Было их двенадцать братьев – все фабричные, все робили, все – силачи. Теперь таких нет.
Старшой Белоусов на покосе змея убил. Змей-то вышел и лег на каменную плиту. С виду – громаднейшее бревно. Белоусов не струсил, топором его – раз!
Хотел башку отсечь. С одного раза не отсек – змей проснулся, да как чихнет – искры полетели. Еще ударил – змей засвистел, завыл. С третьего раза отсек ему башку. Змей хоть безголовый, а живет. Обхватил его хвостом, давит, вырваться нельзя. Белоусов кричит: – Братухи, скорее!
Братья прибежали, народ сбежался. Едва отцепили змеиный-то хвост. Голову змеиную накинули на кол – аршина три-четыре в ней будет – понесли в Колыван, песню запели. Управляющий Лаулин из окна глянул, удивился.
– Давайте мине голову в кабинет!
Велел сделать из нее чучело. Шибко понравилось ему это. Зовет Белоусовых:
– Чтобы убить мне еще трех змеев! А то -задеру!
Те стали думать, запечалились. Где же убить трех змеев, разве убьешь?
Белоусовы были камнеломцы, камень ломали для фабрики. И ломали они все в одной каменоломне – крепко друг за друга держались, в том их сила была.
Вместе-то столько они камня ломали, сколь сто пятьдесят человек наломать не могли. Тогда велел управляющий разделить братьев – одного в одну каменоломню послать, другого – в другую. Думал он – затоскуют братья друг без друга, поскорее его повеленье выполнят, трех змеев убьют.
И видят Белоусовы: дело плохое. Старшой говорит:
– Так – бежать и эдак – бежать. Змеи загубят нас или управляющий задерет.
И ушли в горы. Управляющий ногами топает, погоню за ними отправил. Они – на конях, своих собственных, подстать им лошади были. Холзунский белок за
Коргоном знаешь? Там на конях не пробежать, шибко круто. Так они пешим кодом забежали на самый камень и арканами коней подняли на отъемы скал. А там – снова на коней. Казаки вернулись ни с чем, бороды чешут, головы крутят.
И стали Белоусовы жить за Коргоном, в белках, и в дремучих лесах. А были они мастера на все руки. Кузницу себе построили, наделали зверовых ружей,
длиннейших. Ствол делали на 2 аршина. Ни у кого таких ружей не было.
Согласились барантовать по деревням. Богатым мужикам от них было худо.
Ежели кто в них стрелит – пулю в ладонь ловили, а то – в подол рубахи, через плечо бросали. Бедный народ им не противен, и они были не противны народу.
Беглецам от народа уважение было.
Белоусовы ушли еще дальше в горы и стопудовый лом в расщелине скалы оставили – в знак памяти. Лом и теперь в той скале. И змеи ушли из этих мест.



"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"

Related posts