Фроловской чугунно-рельсовой дороге 210 лет

"Ваше сознание – мелкий безбилетник на трансатлантическом лайнере, который ставит эту поездку себе в заслугу и не обращает внимания на все громоздкие машины под ногами." Дэвид Иглмен

Змеиногорску довелось стать местом, где впервые увидели свет уникальные технические сооружения и механизмы, не имевшие аналогов ни в России, ни в мире. Одним из таких технических «чудес», наравне с каскадом гидросиловых установок К.Д. Фролова, стало сооружение его сына – П.К.Фролова, чугунно- рельсовая дорога, существовавшая с 1806 по 1897 годы.

Как все начиналось?

Наш знаменитый Козьма Дмитриевич Фролов, живший в 18 веке прилагал все силы для того чтобы облегчить нелегкий труд приписных крестьян. Создавая механизацию Змеиногорского рудника, он оборудовал его деревянными рельсовыми путями, по которым двигались вагонетки, приводимые в действие «водяной силой». Пример отца вдохновил его сына Петра. И когда, тот окончив, Петербургское горное училище, приехал на малую родину, чтобы продолжить дело отца, он сделал не меньшее масштабное изобретение.

Как планировалось?

20 марта 1806 году в своем рапорте на имя Начальника Колывано-Воскресенских заводов Василия Сергеевича Чулкова, Фролов младший выдвинул предложение о строительстве чугунно- рельсовой дороги на конной тяге, которая бы соединила Змеиногорский рудник с сереброплавильной фабрикой. Этот рельсовый путь задумывался им как элемент новой транспортной системы Алтая. Фактически Петр Козьмич разработал и планировал внедрить новую систему транспортной сети. Вместо дорог занятых повозками с рудой у нас должны были появиться водные сообщения на реках, на которых бы ходили корабли по проекту Фролова, а также железные дороги должны были связать рудники, пристани и плавильные заводы чугунно-рельсовые пути.

22 марта 1807 года П.К.Фролов представил начальству Колывано-Воскресенских заводов проект предусматривающий строительство речного судоходного пути от Змеиногорского рудника до Барнаульского плавильного завода. Более ста судов конструкции Фролова предполагалось для обслуживания этого водного пути. 22 мая в присутствии автора, данный проект был рассмотрен на заседании Горного совета. Увы, убедить совет в необходимости такого масштабного проекта изобретателю не удалось. Однако, П.К. Фролов смог добиться сооружения чугунной дороги для доставки бедных руд Змеиногорского рудника на Змеевский завод, которые было невыгодно перевозить прежними способами.

Как осуществили?

Рельеф местности требовал предварительного производства сложных строительных работ. Почти половина полотна чугунно-рельсовой дороги была уложена на путепроводе установленном на опорах, по мосту через реку Корбалиху.

Высота опор местами составляла 11 метров, а часть полотна пролегала в выемке. Рельсы, длиной около 1,37 метра весом 32, 5 кг были сделаны из чугуна и легированны медью. Их укрепляли на продольных деревянных брусьях и укладывали на поперечные шпалы так же, как на современных железных дорогах. Всего для создания дороги было отлито 3600 штук чугунных рельсов. Часть отливалась в самом Змеиногорске, часть – в Томске.

Повозки, применявшиеся на ней, вмещали до 2,78 тонн руды. Три повозки, сцеплённые железными кольцами, составляли «поезд». Такой «поезд» вмещал до 8 тонн груза, общий вес которого вместе с повозкой составлял, 9-10 тонн везла одна лошадь.

В день одна лошадь перевозила по этой дороге около 65 тонн груза, заменяя 25 лошадей.

Дорога освобождала от перевозки руд 450 – 600 приписных крестьян. Она обошлась в 13700 руб. при длине 1,8 км. Это было в пять раз дешевле стоимости английских железных дорог того периода.

Как идея прошлого века пригодилась в годы Великой Отечественной войны?

Уникален тот факт, что опытом инженерной мысли начала девятнадцатого века решили воспользоваться уже в веке двадцатом.

В конце 1942 года была реконструирована, а по-существу построена заново железная дорога от рудника до обогатительной фабрики. Она называлась “Узкоколейная конно-самокатная железная дорога горного цеха Змеиногорского рудника”. Ее частично проложили по насыпи чугунно-рельсовой дороги П.К. Фролова.

Узкоколейная конно-самокатная железная дорога горного цеха Змеиногорского рудника существовала с 1942 по 1962 годы.

На одном из участков дороги была сделана большая насыпь, которая сохранилась до наших дней.

Согласно документам, обнаруженным в архивах известным алтайским краеведом Владимиром Анисимовичем Моисеевым, руководство рудника писало что “все строительство приходилось проводить на базе изыскания местных материалов и ресурсов”. На строящийся объект не было получено по нарядам ни одного килограмма рельс и железа. Все это было изыскано на месте. Расстояние от бункера горного цеха до бункера обогатительной фабрики составляло 2280 метров, из них 1621 метр груженый состав из трех вагонеток на колесном ходу двигался самокатом, а 659 метров от моста на реке Корболихе до фабрики – на конной тяге. Порожняк также доставлялся в горный цех конной откаткой. В обороте постоянно находилось 6 составов по три вагона в каждом. Во время цикла в движении было 2 состава груженых и 2 порожних, один стоял под погрузкой, а еще одни – разгружался. Нарушение цикла грозило задержками в доставке руды.

Скорость самоката летом составляла 1,7 м/с, зимой 1,5 м/с, скорость конной откатки летом 1,3 м/с, зимой 1,1 м/с . Годовая производительность составляла в среднем 78 тыс.тонн. Зимой из-за буранов, при заносе рельсов на 2-3 см, транспортировка руды прекращалась. Во время продолжительных буранов горняки делали снежные галереи.

По воспоминаниям горожан часть работ на ней вели заключенные. Данная дорога использовалась до 1955 года.

При всем внешнем сходстве у новой дороги были и свои технические отличия: рельс ее имел современную форму, колеса вагонеток имели не треугольную вогнутость, а гребень. Сами же вагонетки были сделаны из металла, а не из дерева как раньше.

Как искали Фроловскую дорогу?

В 40-х годах XX века главному маркшейдеру Змеиногорского рудника, члену Общества охраны памятников истории и культуры змеиногорцу Николаю Ветрову удалось найти и сохранить два целых рельса фроловской чугунно-рельсовой дороги. Один был передан им Алтайскому краеведческому музею, второй – Новосибирскому институту железнодорожного транспорта. По его воспоминаниям, изложенным в газете “Прогресс” один из рельсов был обнаружен в водосточном кювете, а второй в одном из ближних к дороге старых домов, где фроловским рельсом была подперта покосившаяся стена.

Позже при проведении строительных работ около современной автостанции было найдено еще два фроловских рельса, которые сейчас хранятся в Музее истории развития горного производства имени Акинфия Демидова.

Что сохранилось на сегодняшний день?

Если открыть спутниковые карты, и пройти по всему пути следования Змеиногорской чугунки, то выяснится, что некоторые ее участки сохранились и по сей день.

Пожалуй, всем змеиногорцам известен мостик, при переходе от Марии Ра в городской парк. Этот самый мостик, установлен, над выемкой, по дну которой когда-то проходили вагонетки с рудой и баритом. Сохранилась часть насыпи идущей вдоль улицы Ленина до здания Сбербанка. Лучше всего сохранился участок на заднем дворе Сбербанка граничащем с детским садом «Огонек». Остались следы от насыпи в месте ее пересечения с аллеей Космонавтов.

Превосходно сохранилась большая насыпь узкоколейной конно-самокатной железной дороги горного цеха Змеиногорского рудника. Она находится ниже Школы с углубленным изучением отдельных предметов, рядом с мостом через реку Корболиха.

Хочется верить, что в будущем небольшой участок чугунно-рельсовой дороги будет восстановлен, и станет одним из туристических мест нашего города.



"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"

Related posts