В Киеве зря возлагают на F-16 большие надежды. Ситуацию они не изменят

"Я уверен: нельзя позволять, чтобы тебя остановило убогое словцо «нельзя»." Ричард Брэнсон

"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"


Все должно произойти в течение лета, как недавно сообщил изданию “Гардиан” генерал авиации Нидерландов Арноуд Шталлман. Он рассказал журналистам о последних продвижениях в проекте по отправке F-16 украинским военно-воздушным силам.

Слова Шталлмана похожи на многие другие заявления, согласно которым (без указания деталей и гарантий, разумеется) в течение лета в небе над Украиной впервые появятся западные истребители.

Бельгия, Дания, Нидерланды и Германия обязались предоставить Украине более 80 боевых самолетов F-16 американского производства. Украина уже давно просила их, но программа, по которой эти самолеты должны ей передаваться, пробуксовывала. Из-за промедлений в поставках самих самолетов, а также в обучении летчиков на Украине в последнее время растет разочарование.

И вот наконец самолеты и экипажи поступят в распоряжение Киева. В чем могут заключаться их задачи, и как они с ними справятся?

Желанная цель

Каждому читателю, который следит за российско-украинским вооруженным конфликтом, наверное, ясно, что с помощью новых самолетов украинская авиация хочет изменить. ВСУ сейчас остро нуждаются в средстве борьбы с российскими бомбардировщиками.

В последние месяцы российские истребители-бомбардировщики “Сухой” и, прежде всего, Су-34 сбрасывают на украинских солдат и мирное население тысячи планирующих бомб, которые наводятся с помощью спутников. В мае, по официальной украинской информации, их было 3200.

Для россиян эти бомбы — “волшебное оружие”, как отметил в своем широко цитируемом материале от марта текущего года украинский “Телеграмм”-канал DeepState. Оружие, против которого у Украины нет “практически никаких средств борьбы”.

В этом году широкое применение авиационных планирующих бомб послужило главной причиной падения укрепленного города Авдеевка. В последние дни заметен их разрушительный потенциал в Харькове. Город уже недосягаем для артиллерии и баллистических ракет комплексов С-300, потому что США позволили применять свое оружие, в основном баллистические ракеты, против мест их базирования в России.

Но русские все равно хотят бить по целям в Харькове, а они уязвимы для планирующих бомб, которые бомбардировщики могут сбрасывать на расстоянии от 40 до 70 километров от цели. Дальность зависит от их типа и высоты полета, а также скорости самолета, который несет эти боеприпасы.

Таким образом, бомбардировщики, которые наносят удары по фронтовой линии, могут находиться в глубине российской территории. Это известная проблема, с которой Украина в некоторых случаях боролась с помощью “Пэтриотов”, но системно решить ее пока не может.

Конечно, помогают электронные глушилки, которые хотя бы снижают точность таких бомб, парализуя их спутниковую навигацию. Однако остановить бомбы в воздухе сложно, и самый лучший вариант, таким образом, — остановить самолеты, которые их сбрасывают.

Украинские командиры и все остальные надеются, что F-16 станут тем средством, которое лишит русских самого большого преимущества на фронте. “Русские будут вынуждены изменить тактику”, — сказал, например, изданию “Гардиан” эксперт в области авиации Анатолия Храпчинский. Бывший советник Владимира Зеленского Михаил Подоляк, в свою очередь, в мае заявил, что от планирующих бомб новые истребители действительно помогут. “Россия лишится своего триумфа”, — сказал он в интервью телеканалу “24 Канал”.

Но…

На самом деле все будет, конечно, не так просто. Самолетам F-16 предстоит борьба с противником, который совершенствуется по мере развития вооруженного конфликта.

Одна из проблем — наземная противовоздушная оборона. Из-за нее украинским боевым самолетам крайне опасно летать на больших высотах практически в любом месте на Украине. Однако это касается областей в радиусе примерно ста километров от фронтовой линии, то есть в пределах досягаемости российских батарей ракет класса “земля-воздух” С-400.

То есть российская ПВО значительно снизит эффективность F-16. По крайней мере если Украина не сможет против нее применить оружие, которое заставит отвести российские комплексы дальше в глубь страны. Речь идет, в первую очередь, о баллистических ракетах ATACMS.

Насколько российские ракеты способны ограничить украинских летчиков в их передвижениях? Ракеты российских С-400, если русские смогут их без риска разместить вне пределов досягаемости обычных ракет реактивных систем залпового огня типа “Хаймарс” (их дальность составляет около 80 километров, а ракет ATACMS — до 300 километров), смогут охватить почти половину украинского воздушного пространства.

Украинские самолеты летают над фронтом сегодня и будут летать там и дальше. Но они должны адаптировать свою тактику с учетом российских ракет.

Это означает, что, как правило, они перемещаются низко, чтобы противник мог обнаружить их только на меньшем расстоянии. От наземных радаров их скрывает ландшафт, а также сама кривизна Земли. Передвижение на малых высотах, однако, является большим недостатком в бою с другой опасностью — авиацией.

В последние десятилетия Россия сосредоточилась на разработке зенитных ракет большой дальности. В распоряжении ее авиации большое количество ракет “Вымпел” Р-37М дальностью около 300 километров и Вымпел Р-77 дальностью 199 километров. Дальность берется при идеальных условиях, а на практике все намного сложнее и дальность, как правило, меньше.

Нам известно о подтвержденных российских авиационных ударах по украинским целям на расстоянии, превышающем сто километров (например, кадры с кокпита). Но были удары и с большего расстояния. В одном случае — даже с 177 километров. По крайней мере, так утверждали представители украинской авиации, которые беседовали с несколькими зарубежными аналитиками.

Нам пока неизвестно, какое оружие западные союзники передадут Украине вместе с F-16. Но не исключено, что в поставке будут и ракеты класса “воздух-воздух” AIM-120D с максимальной дальностью около 150 километров. “На бумаге” это дает украинским пилотам шанс стрелять в российские бомбардировщики относительно безопасно. Однако это иллюзия. На деле AIM-120D так далеко не достанут именно потому, что самолеты, наносящие удар, не могут себе позволить набрать высоту и скорость.

“Вблизи фронтовой линии украинским пилотам придется летать на очень малых высотах, чтобы многоуровневая российская оборона не обнаружила их и не сбила”, — рассказал о ситуации в недавнем исследовании для аналитического центра RUSIаналитик Юстин Бронк.

В плотном воздухе на малых высотах, однако, ракеты сталкиваются с большим аэродинамическим сопротивлением и вынуждены преодолевать гравитацию, чтобы набрать такую же высоту, как и цель. Запасов топлива, таким образом, ракете не хватит для набора такой высоты и скорости, как если бы ее запустили с истребителя, летящего в разреженном воздухе на больших высотах и со сверхзвуковой скоростью.

При стрельбе с малых высот AIM-120D s теряют десятки километров от максимальной дальности. По словам Бронка, это может означать, что российские бомбардировщики с планирующими бомбами никогда не попадут под удар украинских F-16. (…)

Правильные ракеты?

Предлагается отправить Украине ракеты класса “воздух-воздух” большей дальности. Например, европейские ракеты Meteor, которые при оптимальных условиях могут поражать цели на расстоянии около 200 километров.

Самолеты F-16, однако, несовместимы с Meteor. Точно так же нести их не могут и истребители Mirage 2000-5, которые Франция обещала Украине. Выходом может стать применение шведских Gripen, то есть самолетов такого же типа, как у чешской авиации сегодня.

Стокгольм выразил готовность передать Украине лишние Gripen, но при этом сообщил, что их очередь придет только после F-16. Запад явно опасается, что украинская авиация может не справиться со слишком большим количеством новой техники.

Так что, если Бронк и другие аналитики правильно оценивают ситуацию, пройдет еще какое-то время, прежде чем Украина получит самолеты, которые хотя бы теоретически смогут эффективно сбивать опасные российские бомбардировщики.

Также это не означает, что F-16 не способны никак повлиять на ход вооруженного конфликта. Они точно смогут укрепить украинскую противовоздушную оборону. Они хоть и не способны обезвреживать быстро летящие баллистические ракеты, но могут помочь в защите тыла от более медленных крылатых ракет или дронов.

Их применение также может повысить эффективность западных вооружений, которые авиация “приспособила” к советской технике (ракеты Storm Shadow, HARM и так далее). Украинцы сегодня могут использовать только часть их возможностей. Например, они не могут менять цели Storm Shadowв полете, а противорадарные HARMне могут использовать все свои режимы и так далее.

Самолеты F-16 не единственная новинка, которую в этом году получит украинская авиация. Из Швеции прибудут два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Saab 340 AEW. По сути это летающие оперативные центры с радаром, который обнаруживает самолеты противника на расстоянии более 400 километров (в модернизированной версии, которую Украина должна получить).

Уже сегодня благодаря сотрудничеству с США Киев хорошо осведомлен о происходящем в воздухе, а с новыми самолетами Saab 340 AEW ситуация еще улучшится. Для F-16 это может открыть новые возможности.

Тем не менее принципиальных изменений в украинском небе от их появления ждать не приходится.

Автор: Матоуш Лазновский (Matouš Lázňovský)



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

"Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем." Марк Твен

Related posts