В Змеиногорска было много сделано, такие шедевры, которыми можно, без ложной скромности, гордится

1 мая 1747 г. в истории Колывано-Воскресенских рудников и заводов началась новая страница истории. Отныне рудный край стал собственностью императора. В XVIII веке Змеиногорский рудник по праву считался богатейшим серебряным рудником России. В фундаментальной работе «Статистика Российской империи» по поводу Змеиногорского рудника сказано: «…В течении 3/4 столетия Змеиногорский рудник снабжал рудой почти все сереброплавильные заводы Алтая… С 1748 по 1858 г. он доставил 70000 пудов серебра из 92 млн. пудов руды» (1). Уже к концу 1745 г. А. В. Беэр доставил в Петербург из Змеиногорска слитки серебра, из которых было выплавлено свыше 44 пудов (723,3 кг) серебра и более 12 фунтов чистого золота (5,05 кг) (2), которое, по мнению М.Ф. Розена и др., пошло на изготовление раки (саркофага) для мощей Александра Невского. Ныне она хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
По преданию Змеевский рудник при его первоначальной разработке был так богат самородным серебром, что несколько работников были заняты тем, что выбирали серебро из руды. Каждый рабочий был обязан набрать за смену полную рукавицу серебра.

В Змеиногорска было много сделано, такие шедевры, которыми можно, без ложной скромности, гордится. Была построена, в 1806 году Петром Фроловым, первая в России железная дорога. Иваном Ползуновым построена единственная в Сибири деривационная (слово “деривация” в переводе с латыни означает “отведение”) установка, действовавшая до 1785 года. Рукотворный пруд, который возник по проекту, отца Петра Фролова, Козьмы Фролова, до сих пор радует гостей и жителей Змеиногорска. Запас воды, который возник в водохранилище после сооружения плотины, через сложный лабиринт подземных, вырубленных вручную каторжниками в каменной толще “сибирских руд”, водопроводных каналов общей длинной около 2,6 “подземных” километров, стал движущей силой для шести огромных водяных колес, установленных во глубине Змеиной горы. Эти колеса, через систему, шнеков и противовесов, приводили в движение сложнейший механизм, который полностью механизировал подъем руды и откачку “подземной” воды, из недр.

Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment