Уважаемый Посетитель, сайт создан и поддерживается на добровольных началах, спонсоров НЕТ, поэтому уделите внимание рекламе:
Dear visitor, a site created and maintained by volunteers, sponsors, NO, so pay attention to advertising:



ЧУДЬ


Задавшись простым вопросом о том, кто же, собственно, жил на Алтае в прежние времена, вы можете отвечать на него долго и сложно, привлекая данные истории, археологии и этнографии. Однако любой русский крестьянин из эпохи, предшествовавшей обязательному среднему образованию, ответил бы вам очень просто: "Раньше здесь жила чудь". На русском Севере чудью порой называли финно-угорские племена, однако и у них (у коми и саами, например) существовали собственные предания о чуди. В самодийской, скажем, мифологии упоминается отождествляемый с русской чудью маленький подземный народец сихиртя, у энцев подобные персонажи называются сиите. Обобщая, чудь - это некий неизвестный древний народ, живший на данных землях до прихода нынешнего населения. По бытовавшим в европейской России легендам, "белоглазая" чудь пробавлялась грабежами, жила в ямах в лесу (или исчезала в них), прятала под землей клады. В Сибири фольклористы XIX века также застали множество легенд "чудского" цикла, связанных с кладами, курганами, древними рудниками. Во всех преданиях рассказывалось о чуди, как о древнем народе, будто бы жившем в Сибири до прихода в нее не только русских, но и других местных народов. Все предания заканчивались указаниями на бесследное исчезновение чуди: "ушли неизвестно куда". На Алтае уход чуди связывался с одновременным появлением белой березы и "белого царя". Способ ухода назывался однозначно - под землю. В одних легендах чудь скрывалась в собственных копях, в других - погребалась в жилищах, навалив на крышу камней и подрубив опоры. Подобные легенды бытовали как у русских, так и у местных жителей. В.Вербицкий пишет: "По всеобщему преданию алтайцев, во времена отдаленные Алтай был населен чудью, не имевшей ни ханов, ни зайсанов. В то время не было ни одной березы. Как скоро появилось это небывалое дерево, чудь умозаключила, что ей не сдобровать. Выкопали ямы, утвердили в них столбы для потолка из камней и земли, забрались в эти ямы, подрубили эти столбы и тем без дальних хлопот все дело покончили" (Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893).

Подробнее!


Вы 2576-й посетитель
Ваш IP 54.224.100.134