К истории изучения и освоения недр северо-западного Алтая В.М. Чекалин

"Идите уверенно по направлению к мечте. Живите той жизнью, которую вы сами себе придумали." Генри Дэвид Торо

В.М. Чекалин(кандидат геолого- минералогических наук)

К истории изучения и освоения недр северо-западного Алтая

Северо-Западный Алтай, принадлежащий территории Алтайского края, характеризуется крупной минерально-сырьевой базой (МСБ) чёрной и цветной металлургии России, подготовленной к промышленному освоению, перспективами на промышленное вольфрам-бериллиевое с другими металлами и флюоритом оруденение, а также коренное золото. В региональном геолого-структурном плане он представляет сочленение каледонид Горного и герцинид Рудного Алтая.

Начало использования недр региона уходит в глубокую древность, к периоду энеолита (ранней бронзе), когда легендарные племена “Чуди” из выходящих на дневную поверхность окисленных полиметаллических руд извлекали медь, свинец, золото, серебро.

Однако зарождение систематического его изучения и освоения относится к концу ХVII — началу ХVIII веков. При этом знаменательным является то, что это зарождение связано с именем Петра I, который, узнав впервые от бургомистра Амстердама Николая Витзена о наличии серебряных руд на Алтае в районе верховьев рек Иртыша, Чарыша, Оби, Алея, сообщает об этом своей грамотой от 29 апреля 1697 года Томскому воеводе В.А. Ржевскому из Сибирского приказа (Рожков, 1891). Кем, когда и как были доставлены в Амстердам с Алтая образцы руд для их анализа, история умалчивает. И вряд ли, по мнению М.Ф. Розена (1983), об этом что-либо будет известно. Не этот ли факт свободного вывоза за границу образцов руд послужил основанием Петру I для издания “Приказа “Рудокопных дел” от 24 августа 1700 года? Что касается отмеченного оруденения с Алтая, то оно, попав однажды в поле зрения Петра I было под его вниманием уже до конца жизни. Он обязывал Сибирского губернатора организовывать поисковые работы и просил не раз местных “правителей” не препятствовать этому. Так, находясь в Амстердаме, 18 декабря 1716 г. он пишет “Калмыцкому Контайше”, что

“в прошлом 1715 году повелели мы, : Великий Государь, … Сибирского царства Губернатору князю Матвею Петровичу Гагарину в краях Сибирских по Иртышу и Сайсану озеру и в вершинах Иртышких сыскивать серебряные, медные и золотые руды и для того в тех местах где потребно будет, построить городы…”

В послании от 31 декабря 1721 г. через своего представителя Ивана Унковского Петр I вновь призывает Джунгарского правителя с пониманием отнестись к поиску руд, строительству крепостей, налаживанию коммуникаций и продолжает словами:

“А ежели сысканы будут руды, то от того будет польза великая вам Контайша и народу вашему… А когда сыщется добрая руда золотая или серебряная, то можете от того получить великое богатство, а вам Контайша, давана будет от того часть”.

Как видно, Пётр I серьёзным образом относился к поиску руд и организации горнорудного дела на Алтае. Более того, он делал ставку конкретно на Уральских горнопромышленников Демидовых, повелевая им

“прииску медных и других руд иметь охоту”.

Зная о серьёзных рудных находках на Алтае, младший из них, Акинфий, принял это предложение. Слова же только что умершего Императора, приведённые А. Демидовым 19 января 1726 г. в прошении Берг-Коллегии на разрешение ему строить рудники и плавильные заводы на Алтае сыграли решающую роль. Уже 16 февраля и 31 марта этого же года соответствующие разрешения были получены. Этим официально было положено начало интенсивного освоения недр Алтая.

Создаётся Колывано-Воскресенский горный округ. Открываются новые месторождения, строятся рудники и металлургические заводы. Одним из таких открытых месторождений является Змеиногорское, крупное по запасам золото-серебро-барит-полиметаллических руд. В ХVIII веке оно было одним из основных поставщиков благородных металлов в царскую казну. Из него добыто около 1280 тонн серебра с содержанием золота 2,7%.

В мае 1747 г. вышел Указ императрицы Елизаветы Петровны о передаче Колывано-Воскресенских заводов, принадлежащих Демидовым, в казённое ведение, что позволило государству взять под свой контроль добычу золота, серебра и других металлов. Первому начальнику округа, Андрею Беэру, предписывалось немедленно принять все рудники, заводы, прииски, земли, людей, усилить “добычу и расплавку” серебросодержащих руд, расширить поиски новых месторождений и т.д. После этого в освоении недр Алтая произошёл резкий скачок. В 1747 г. началась форсированная отработка Змеиногорского месторождения. Открываются одно за другим Петровское, Золотушинское, Семёновское, Лазурское и другие месторождения полиметаллических и серебряных руд, открыто железорудное — Белорецкое.

После Указа от 12 января 1760 г., предусматривающего увеличение средств на содержание заводов, повышение вознаграждения за открытие новых месторождений, расширение поисковых работ на юго-восток вплоть до оз. Зайсан, акцент в освоении Рудного Алтая был сделал на его юго-восточную часть, где на исконно российских землях во второй половине ХVIII века открыты такие крупные месторождения, как Риддерское, Зыряновское, Белоусовское, Малеевское, оказавшиеся сейчас, к сожалению, за рубежом.

Последующие многочисленные царские Указы о повышении жалованья горным инженерам до уровня офицеров артиллерии и инженерных войск, об обучении российских людей горному делу в Венгрии и Саксонии и приглашении нужных специалистов из-за границы, об установлении одних цен на планово добытое серебро и увеличении их в 2,5 раза на сверх плановое, о некоторой реорганизации управления заводами округа и т.д. (Кулибин, I833), также сыграли выдающуюся роль в освоении недр Алтая.

Образованным в 1882 г. Государственным геологическим комитетом на рубеже XIX-XX веков начата первая полистная съёмка Алтая. Такая съёмка “13-го листа Х-го ряда десятивёрстной карты Томской губернии”, куда вошли районы Белоглазово, Локтя, Курьи, Змеиногорска и других, выполнена с геологическим описанием территории в 1904 г. Г.Г. фон-Петцем.

Минерально-сырьевые ресурсы Рудного Алтая были в поле зрения и руководства молодого Советского государства. Так, 11 мая 1918 г. В.И. Ленин подписал Постановление о национализации рудников Риддерского акционерного общества и создании государственного горнодобывающего предприятия. Это стимулировало расширение добычных работ на известных месторождениях, поиск новых. Большое значение в этом направлении сыграли результаты сессии учёного совета Академии наук СССР и конференции по изучению и освоению производительных сил “Большого Алтая” (1934, 1935, 1936), где ставились конкретные задачи для разных территорий, в том числе и описываемой.

Реализации этих работ по полной программе помешала Великая отечественная война. Однако кое-что до неё успели сделать. На отдельных площадях проведена разномасштабная геологическая съёмка (В.П. Нехорошев, Н.Н. Курек), доизучена золотоносность Змеиногорского месторождения (Д.А. и Б.А. Тимофеевские), приступили к эксплуатации вольфрамовых Колыванского и Белорецкого месторождений, открыто Золотушинское месторождение, крупное по запасам полиметаллических руд. В 1940 году Ю.А. Шнейдером закончено большое обобщающее исследование “Полиметаллические месторождения Змеиногорского и Золотушинского рудных районов”, сыгравшее в последующем значительную роль в прогнозной оценке территории.

В пред– и первые послевоенные годы в регионе создаются геологические партии, которые проводили поисковые работы на участках известного оруденения. Эти поиски были мало эффективными из-за отсутствия кондиционных площадных геологических исследований. Вопрос же о них поднимался геологами-учёными ВСЕГЕИ, Томских ВУЗов и производственниками.

В 1949 г. по решению Министерства геологии СССР на базе московских ВУЗов В. М. Крейтером была организована Алтайская полиметаллическая экспедиция (главный геолог Г.Д. Ажгирей), позднее больше известная как экспедиция N8 ВАГТа. Её целью было расширение минерально-сырьевой базы свинцово-цинковой промышленности в Рудном Алтае посредством разномасштабных площадных исследований территории. Работы экспедиции завершились составлением в 1956-1961 гг. первых кондиционных геологических карт и карт полезных ископаемых листов М-44-У, Х, ХI, ХII в масштабе 1:200000 и выявлением ряда перспективных участков, где позднее Рудно-Алтайской экспедицией были открыты три месторождения полиметаллических руд.

26 февраля 1949 г. приказом Мингео СССР на базе одной из партий, базирующейся в Змеиногорске, образуется упомянутая Рудно-Алтайская экспедиция, которая быстро превратилась в крупную государственную организацию, способную самостоятельно и в содружестве с другими производственными и научными структурами решать геолого-съёмочные, прогнозно-металлогенические и поисково-разведочные задачи.

В 50-60-е годы территория Северо-Западного Алтая покрыта кондиционной геологической съемкой масштаба 1:50000, приведшей к открытию двух полиметаллических месторождений и одного золоторудного. В 80-е годы начато глубинное доизучение 2-х листов (А.И. Зайцев). Повышению качества съемочных работ способствовали исследования таких палеонтологов и стратиграфов.

В рудноалтайских структурах к четырем известным и во многом отработанным месторождениям (Змеиногорское, Лазурское, Семёновское, Золотушинское. Открыто ещё одиннадцать месторождений (Среднее, Майское, Новозолотушинское, Степное, Зареченское, Корбалихинское, Крючковское, Таловское, Рубцовское, Захаровское, Юбилейное) богатых полиметаллических руд. Тем самым подготовлена к промышленному освоению минерально-сырьевая база цветной металлургии России в Алтайском крае. Из этих 11-ти месторождений два отработаны, на двух в период “перестройки” в стране шахты затоплены, на одном — рудник построен на 80-85% и остановлен и еще на одном — карьером вскрыты только окисленные руды и работы прекращены.

В 1971-1973 гг. по решению Мингео СССР геологами и геофизиками Рудно-Алтайской и Алтайской экспедиций и институтов Москвы под общим методическим руководством Д.И. Горжевского (ЦНИГРИ) и Г.Ф. Яковлева (МГУ) проведены в Рудном Алтае крупные площадные прогнозно-металлогенические исследования в масштабе 1:50000 (с врезками карт 1:10000), которые способствовали открытию Юбилейного месторождения и северо-западно фланга Корбалихинского.

К востоку от полиметаллической провинции в горноалтайских структурах находится МСБ чёрной металлургии в виде разведанных Белорецкого и Инского месторождений магнетитовых руд с общими запасами около 0,5 млрд. тонн и слабо разведанное Харловское месторождение ванадий-титано-железных руд, запасы которого измеряются первыми миллиардами тонн.

В Новофирсовско-Курьинско-Акимовской девонской вулкано-тектонической депрессии выявлено два месторождения коренного и, частично, россыпного золота. Одно из них (Мурзинское) отрабатывается с перерывами с ХVIII века до настоящего времени. Другое (Новофирсовское), открытое при геологической (Б.В. Сорокин) и геохимической (И.Ф. Мясников) съёмках в 70-е годы XX столетия, не эксплуатируется. Месторождения не разведаны.

К 90-м годам вся описываемая территория исследована различными геофизическими методами (грави-, магнито-, электроразведка и радиометрия в наземном и скважинном вариантах) в помощь ее геологическому картированию, поискам и разведке различных полезных ископаемых. Геохимические исследования были неотъемлемой частью всех геолого-съёмочных и поисково-разведочных работ.

Проведена необходимая работа по изучению гидрогеологии всех месторождений, поискам и оценке источников хозпитьевого и технического водоснабжения действовавших и будущих горнорудных предприятий и населенных пунктов.

В 90-е годы с началом “перестройки” в стране все рудники на территории закрыты и остановлены геологоразведочные работы. Прекратили своё существование, как государственные предприятия, так и геологические и геофизические полевые организации. Одни из них превратились в акционерные общества с резким сокращением возможностей выполнения отраслевых работ, другие распались. В этих условиях ОАО “Рудно-Алтайская экспедиция” наряду с другими работами выполняет государственную программу по “созданию Государственной геологической карты Российской Федерации масштаба 1:200000 (Госгеолкарта-200) второго издания”. В 1999 г. составлены вместе с запиской комплекты геологической карты (O.B. Мурзин) и карты полезных ископаемых и их закономерностей (В.М. Чекалин) этого масштаба листа М-44-ХI (Змеиногорск). В этом же году в рамках Федеральных программ “Геохимическая карта России” и “Геоэкология России” завершено составление комплекта карт по Многоцелевому геохимическому картированию (МГХК) южной части Алтайского края.

В заключение необходимо отметить, что история изучения и освоении недр Северо-Западного Алтая от её начала до конца XX века завершилась в целом большими успехами в части геологических исследований территории, эксплуатации ее недр, выявления и подготовки к промышленной отработке крупной минерально-сырьевой базы черной и цветной металлургии страны и установлении перспектив на полиметаллическое, вольфрам-бериллиевое и золотое (коренное) оруденение. Вместе с тем, следует подчеркнуть выдающуюся организующую роль Петра I в начальной стадии этой истории, а за ним и всех последующих руководителей государства Российского в деле поддержания и развития геологоразведочного и горнодобывающего производства в регионе вплоть до “перестроечного” периода.



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"

Related posts