РУДНЫЙ АЛТАЙ В ДРЕВНОСТИ Ю.П. Алехин

"Жизнь такова, какой мы по своему нашему характеру хотим ее видеть. Мы сами придаем ей форму, как улитка своей раковине." Жюль Ренар

Ю.П. Алехин (к. и. н.., доцент, директор Минусинского научно -исторического центра)

РУДНЫЙ АЛТАЙ В ДРЕВНОСТИ(публикуется в сокращении)

Змеиногорский рудник, Змеиногорск Змеиногорский уезд возникли на территории, заселенной с эпохи палеолита- древнекаменного века. Границы этой территории естественно определяются в пределах Рудного Алтая (Рудный Алтай – это особая геолого– географическая зона, включающая в себя западные предгорья Алтайской горной системы с Верхним Прииртышьем. Понятия «Рудный Алтай», «Монгольский Алтай» и «Горный Алтай» были введены в научный оборот геологом Б. К. Катульским в 1916-1917 гг. В соответствии с современным административно-территориальным делением Рудный Алтай расположен в пределах Змеиногорского, Курьинского, Третьяковского и Локтевского районов Алтайского края РФ и в пределах Восточно-Казахстанской и бывшей Семипалатинской областей Казахстана.), который является не только особой геолого географической зоной, но и единой культурно-исторической зоной, а также особой горно-металлургической областью [1). С глубокой древности Рудный Алтай являлся и своеобразной контактной зоной племен и народов, заселявших равнины лесостепного Алтая, степи Казахстана, Горный Алтай.

Освещая древнюю и средневековую историю Сибири, было бы совершенно неправомерно ограничивать ее рамками современных государств, административно-территориальных образований и городов. Необходимо также учитывать, что в советский период возникла путаница в научных понятиях и представлениях как результат искусственного расчленения России по принципу союзных республик и автономий. Так, например, археологические памятники, в досоветское время бесспорно и справедливо относимые к сибирским, после революции стали называться “восточно-казахстанскими” и “северо-казахстанскими”. Древние племена и народы не знали современных границ, поэтому естественнее и правильнее рассматривать их историю в рамках географических и геолого-географических понятий.

История изучения древностей Рудного Алтая

Первые сведения об археологических памятниках Рудного Алтая, по мнению Д.Н. Анучина, появляются в русских летописных источниках еще в начале XVIв. в рассказе новгородского писателя-торговца “О человецех незнаемых на Восточной стране и языцех разных». Как считал Д.Н. Анучин, в этом повествовании имеются сведения о конкретных древних выработках на золото и медь, о поселении древних металлургов на Колыванском. Действительно, в XVIII в. в окрестностях оз. Колыванского были обнаружены остатки древнего горно­ металлургического производства, а Ю.П. Алехиным в 1982 г. на СВ берегу оз. Колыванского было открыто поселение древнейших в Сибири металлургов и скотоводов Колыванское, которое исследуется до сих пор.

В середине XVII-начале XVIIIвв. в Москву также поступают сведения об остатках древнего горно-металлургического производства на Рудном Алтае и о народе «чудь», жившем по Оби и Иртышу, о древних могилах. В записках русских послов в Китай Федора Байкова(1654-1658 гг.) и Н.Г. Спафария (1675 г.) имеются сведения об остат­ках древних строений и оросительной системы в верховьях Иртыша. В донесении к царю Алексею Михайловичу (1669г.) также имелись сведения о древнем горно-металлургическом производстве.

С начала XVIIIв. и до середины XIXв. на Рудном Алтае развертывается бурная деятельность «бугровщиков»- кладоискателей, которые в поисках могильного золота, серебра и «древних кладов» уничтожили безвозвратно для науки множество археологических памятников. Эта деятельность имела массовый и организованный характер. Так, по запискам Д. Г. Мессершмидта до нас дошли сведения, что жители алтайских сел в поисках могильного золота собирались в артели по 200-300 человек и отправлялись за 20-30 дней езды в степь, где они разбивались по отрядам и начинали бугрование, не теряя друг друга из виду, с тем чтобы при нападении неприятеля совместно организовать отпор. Знаменитый курган «Золотарь» («Пудовик»), имевший первоначально диаметр 94 м и высоту около 8 м, по данным П.С. Палласа, в первой половине XVIIIв. раскапывала артель в 150 человек, которая добыла в нем не менее одного пуда и десяти фунтов (более 20 кг) золотых изделий. По данным И.М. Ренованца, «Золотарь» грабился крупными артелями бугровщиков дважды, ими было добыто около 25 кг золота (5). При исследовании нами этого кургана в 1988-1991 гг. было зафиксировано не менее четырех разновременных грабительских «колодцев», а также вертикально-горизонтальный лаз, стенки которого были укреплены крупными камнями и бревнами. О «профессионализме» и большом опыте бугровщиков свидетельствует то, что горизонтальная часть лаза проходила по уровню древней поверхности, что облегчало поиск подкурганных погребений (6). В первой половине XVIIIв. джунгарские контаиши неоднократно жаловались русскому правительству на деятельность отрядов бугровщиков которые не только грабили древние могилы, но и «побивали джунгарских людей». Вещи, полученные в результате подобных грабительских раскопок, безжалостно переплавлялись в слитки или продавались за бесценок купцам, чиновникам, разного рода «любителям старины». Основная часть знаменитой коллекции золотых вещей Петра состоит из предметов, полученных в результате раскопок бугровщиков в Обь-Иртышском междуречье (7). В 1720 г. майором И.М. Лихаревым была доставлена в С.-Петербург лично Петру коллекция бронзовых статуэток с Верховий Иртыша, в 1722 г. рисунки этих находок были направлены в Париж в Академию надписей и изящной словесности и вскоре были опубликованы. Это была первая публикация российских археологических коллекций (8).

Первые научные сведения о древностях Рудного Алтая были получены участниками академических экспедиций в XVIII в. (Д. Г. Мессершмидтом, Г.Ф. Миллером, И.Г. Пчелиным, П.С. Палласом, И.П. Фальком), а также горными инженерами и служащими Колывано-Воскресенскогогорного округа (И. Лейбе, И.Ф. Герман, И.М. Ренованц и др.). Так, в описании Змеиногорских рудников обербергмейстера И. Лейбе, составленном им для М.В. Ломоносова, дается описание древних рудников и горных шахт в окрестностях Змеиногорской крепости. П.С. Паллас в 1771 г. тщательно изучил и описал основные виды древних выработок Алтая (карьеры, траншейные разрезы и вертикальные шахты, разведочные ямы- закопушки упоминает он и о «чудских» орудиях горного дела (питые бронзовые кирки, круглые камни- молоты с желобками). П.С. Паллас не считал возможным усматривать преемственность между современными обитателями Сибири и ее древним населением (9). Подробное описание древностей Рудного Алтая сделал в первой трети XVIIIв. управляющий горнозаводским производством Урала и Сибири генерал-лейтенант В.И. Геннин

В целом же в XVIII в. целенаправленных археологических раскопок на Рудном Алтае не производилось, однако до сих пор большое значение имеет описание древних горных выработок, в основном не сохранившихся к настоящему времени, сделанное горными чиновниками и участниками академических экспедиций.

В XIXв. наряду с описанием и фиксацией памятников археологии Рудного Алтая известное распространение получило собирание древних предметов, обработка коллекций и публикация материалов (П.К. Фролов, Г.И. Спасский, А.И. Габриэль, А.И. Кулибин, А. Гумбольдт, Гесс-де-Кальве, П.А. Словцов, Г.Е. Щуровский, А.Нальзер, П. Небольсин, П.А. Чихачев, Э.И. Эйхвальд, И.О. Лавров, В.В. Радлов, А.И. Шренк, Н.А. Абрамов, И.А. Армстронг, Е.П. Михаэлис.

Большой вклад в археологическое изучение Рудного Алтая внес чл.-кор Российской Академии наук Г.И. Спасский. В «Сибирском вестнике» в 1819г. он впервые опубликовал рисунки некоторых орудий древних рудокопов и металлургов (каменные молоты, бронзовые кайло и тесло, керамическое сопло и др.), сделал описание древних выработок. Впервые Г.И. Спасский применил археологические источники для решения насущных политических вопросов – опровержения претензий Китая на Российские земли.

Академик А. Гумбольдт вьдвинул очень оригинальную гипотезу, поддержанную затем П.А. Чихачевым, Они считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главным источником снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний. С их гипотезой в основном совпадает и мнение С.И. Руденко (1962) (12). Г.Е. Щуровский, изучив орудия древнего горно-металлургического производства и «чудские копи», впервые обоснованно отнес их к эпохе бронзы (13).

В начале 1840-х гг. горный инженер А.Б. Остермейер на Мельничной горе у Змеиногорска случайно обнаружил погребения человека и лошади в каменных ящиках. Погребальный инвентарь был представлен медным ножом, наконечниками стрел, принадлежностями конской сбруи и другими предметами (14). Эти находки, наряду с другими древностями, найденными в окрестностях Змеиногорска, были опубликованы И. Аспелиным в 1877 г. в Хельсинки в Атласе «Древности финно-угорского севера» (15). Судя по рисункам, погребения на Мельничной горе датируются VII- началом VI вв. до н.э.

По предписанию министра внутренних дел и по распоряжению томского губернатора в 1845г. приставом Зыряновского рудника майором Циолковским и горным инженером Михайловым было раскопано 7 курганов по р. Бухтарме (16). Судя по описанию находок из этих курганов, они относятся к эпохе средневековья.

Во второй половине XIXв. проблемам древнейшего горно-металлургического производства были посвящены труды академика палеонтолога Э.И.Эйхвальда и Почетного члена-учредителя Минералогического общества И.О. Лаврова. Так, И.О. Лавров считал, что самое древнее значительное горно-металлургическое производство находилось на Рудном Алтае, где добывались и перерабатывались медные, золотые и серебряные руды. Он подчеркивает, что все рудники, разрабатываемые русскими, разрабатывались уже в глубокой древности, дает описание ряда древних рудников Алтая,  орудий горного дела, находимых в этих рудниках, анализирует все сведения XVII- XIXвв. о древнем горном производстве в Сибири (18).

В 1890 г. Д.Н. Анучин опубликовал бронзовую статуэтку «чудского» рудокопа (19), ныне хранящуюся в Государственном Эрмитаже и вторично опубликованную в 1983 г. М.Ф. Розеном.

В конце Х1Х-начале XX вв. на Рудном Алтае проводили археологические исследования Н.Я. Коншин, Б.П. Никитин, А.В. Адрианов, В.И. Каменский.

В советское время небольшие археологические работы на Рудном Алтае проводили С.И. Руденко (в 1927 г. раскопал два кургана у с. Катон-Карагай), А.В. Адрианов (в 1928г. провел разведку по Калбинскому хребту, описал Аблайкит и несколько курганов) и Б.А. Аккерман (поездка по древним выработкам в 1939 г.).

Крупные экспедиционные работы по исследованию древних выработок на золото, медь и олово Калбинского и Нарымского хребтов проводил начальник Восточно-Казахстанской археологической экспедиции ПО ИИМК АН СССР и ИИАЭ АН КазССР С.С.Черников. С 1947 г. под руководством С.С. Черникова проводились крупномасштабные работы в зонах затопления Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского водохранилищ (21).

В 1960-1980-х гг. в зоне затопления Щульбинской ГЭС проводили работы казахстанские археологи: Ф.Х. Арсланова, А.А. Чариков, З.С.Самашев, Ю.И. Трифонов, А.С. Ермолаева, Ж.К. Таймагамбетов

В зоне затопления Гилевского водохранилища в 1971-1976 гг. экспедицией ИА АН СССР под руководством Б.А. Могильникова проводились интенсивные исследования разновременных археологических памятников (22). Материалы, полученные в результате работ этой экспедиции, в значительной своей части до сих пор не опубликованы.

В конце 1970-х гг. начальником Новофирсовского отряда Рудно- Алтайской геологической экспедиции Б. В. Сорокиным совместно с геологом А.Б. Гладько во время геологических исследований были открыты древние выработки на золото и поселение древних металлургов в окрестностях с. Новофирсово Курьинского> района. Б 1979 г. ими близ древних выработок была найдена уникальная каменная литейная формочка эпохи поздней бронзы, на поселении Новофирсово найдены бронзовые кинжал и обломок бронзового тесла Х-1Х вв. до н.э., а также фрагменты керамических сосудов эпохи поздней бронзы VII- VIвв. до н.э., медные слиточки. Б.Б.Сорокиным и А.Б. Гладько была оказана существенная помощь специалистам-археологам при их дальнейших работах.

С 1982 г. и по настоящее время в Змеиногорском и Курьинском районах Алтайского края проводятся непрерывные работы Юго- Западного отряда АГУ, а с 1986 г. Рудно-Алтайской археологической экспедицией КемГУ под руководством автора. В результате этих работ было открыто 111 новых, неизвестных ранее, археологических памятников, десятки из которых были в дальнейшем исследованы, составлен полный свод археологических памятников этих районов, была выделена новая горно-металлургическая область, освещены вопросы этно-политической ситуации, открыто и исследуется поселение древнейших в Сибири металлургов, скотоводов и земледельцев Колыванское.

В 1987-1996 гг. Семипалатинской археологической экспедицией под руководством автора проводилась паспортизация и целенаправленные раскопки археологических памятников Семипалатинской области Казахстана (районы, относящиеся к Рудному Алтаю), в результате чего были открыты сотни новых неизвестных ранее археологических памятников, составлен полный свод археологических памятников нескольких районов, исследованы десятки древних курганов и поселений, получен уникальный материал. Был вторично открыт и раскопан знаменитый курган сакского царя «Золотарь», курганы знати эпох раннего железа и средневековья; были выявлены уйгурские курганы 1Х-Х вв., освещена этно- политическая ситуация в VIII- X вв. на Рудном Алтае, доказано проникновение мировых религий (буддизма и манихейства) в этот регион в VIII- X вв.

Существенный вклад в дело изучения истории первых археологических исследований на Рудном Алтае, изучения древнего горно-металлургического производства по письменным источникам XVIII – XIX вв. внесли М.А. Демин (25) и М.Ф. Розен)

Большое значение в деле исторического просвещения и сохранения историко-культурного наследия имеет Змеиногорский музей истории горнозаводского производства и основная заслуга в этом принадлежит его директору (с 1983 г.) В.Х. Смирновой.

В 1990-х гг. определенные археологические исследования проводили Змеиногорском, Курьинском, Третьяковском и Локтевском районах барнаульские археологи: М.А. Демин, П.И. Шульга, А.А. Тишкин,В.Б. Бородаев, А.А. Казаков.



"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"

Related posts